ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Л.С. Астафьева

РУДН, филологический факультет, кафедра психологии и педагогики

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по итогам исследования)

 

Аннотация: В статье, на основе анализа полученных данных исследования, проведенного в многонациональных российских вузах, рассматривается возможность дальнейшего развития воспитательной системы, совершенствование которой способствовало бы, прежде всего, повышению воспитанности обучающейся молодежи, а также быстрой адаптации иностранных студентов в учебный процесс.

Ключевые слова: адаптация, воспитательная система, иностранные студенты, образовательный процесс, многонациональный вуз, модернизация, поликультурное пространство.

Abstract: This paper, based on data analysis study conducted in the multinational Russian universities, the possibility of further development of the educational system, the improvement which would primarily enhance learning manners of youth, as well as the rapid adaptation of foreign students in the learning process.
Key words: adaptation, educational system, foreign students, the educational process, a multinational institution, modernization, multicultural space.

Современный этап функционирования высшей школы международного типа предполагает, с одной стороны, повышение эффективности профессиональной подготовки бакалавров и магистров, а с другой - усиление роли воспитательной системы в многонациональном вузе.

В современных условиях функционирование воспитательной системы в многонациональных вузах России усложняется:

- из-за изменения отношений и взаимодействия между субъектами и объектами воспитания,

- устойчивым проявлением тенденции ухудшения качественной характеристики молодежи, поступающей в многонациональные вузы России [1,4].       В сознании современной молодежи устойчиво прослеживается тенденция к проявлению недоверия к старшему поколению с его нравственно-ценностными ориентациями; искаженному представлению или полному незнанию исторического прошлого страны; усиливающему разрыву между пониманием норм нравственности и необходимостью неукоснительного их соблюдения; все большему проявлению в поведении молодых людей таких качеств как индивидуализма, эгоизма, обмана, алчности, безответственности и беспринципности [5].

Что касается многонациональных ВУЗов России, то образование и  воспитание происходит в особенной поликультурной среде, в которой происходит соприкосновение различных национальностей, религий и культур, а отсюда  потребность в еще большем проявлении терпимости, порядочности и благожелательности, т. е. воспитанности [2]. 

Необходимость всестороннего исследования и комплексного решения исследуемой нами проблемы определяется следующим положениям - возрастающим значением воспитания как важного компонента системы высшего профессионального образования, что требует всестороннего анализа, переосмысления и корректировки взглядов на его роль в современных условиях. 

 Целью нашего исследования является - на основе практики воспитания в многонациональных вузах России, выявить уровень воспитанности иностранных студентов, их удовлетворенность учебно-воспитательным  процессом в исследуемых вузах и в связи с этим, указать пути совершенствования воспитательных систем в российских многонациональных вузах.

Исследование проводилось в 2012 г. коллективом студентов, аспирантов, ППС в трех вузах России: в Международном Российском университете дружбы народов (РУДН), международных факультетах Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) и Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).

Для исследования уровня воспитанности был выбран метод качественного интервью. Анкета включала 50 вопросов в тестовой форме, но так же присутствовали вопросы, которые предполагали развернутый ответ.

Все вопросы были сгруппированы в 12 блоков, которые являлись критериями оценки воспитанности иностранных студентов. Каждому критерию были определены 4 вопроса, за максимальную оценку воспитанности принималась единица или 100%.

Исследованием было охвачено 690 студентов, в возрасте от 18 и  до 29;

по гендорному показателю: количество мужчин – 541 (79%)  и женщин – 149 (21%);

семейное положение: замужем (женат) – 19 человек (3%), холост (не замужем) – 671 студентов (97%);

Большая часть студентов верующие в православие (христианство, католицизм), буддизм, ислам, иудаизм; исключением являются китайские студенты, которые в основном атеисты [5].

Чтобы выборка была репрезентативной, она выравнивалась по 6-ти регионам. В исследовании участвовали иностранные студенты из 54 стран Азии  и стран Ближнего Востока: Азербайджана, Армении, Афганистана, Вьетнама, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Южной Кореи, КНДР, Сирии, Турции, Палестины и др.

За критерии воспитанности, которые в совокупности дают оценку общего уровня воспитания были приняты:

1. «Физическое воспитание»

2. «Трудовое воспитание»

3. «Религиозное воспитание»

4. «Духовно нравственное воспитание»

5. «Интеллектуальное воспитание»

6. «Эстетическое воспитание»

7. «Патриотическое»

8. «Экологическое воспитание»

9. «Правовое воспитание

10. «Экономическое воспитание»

11. «Половое воспитание»

В результате исследования, мы получили следующие данные:

 

Таблица 1

Уровни воспитанности по  критериям (блокам) 1-5 

Блоки

1

2

3

4

5

ТГТУ

89,6

69

59,3

84,6

69,2

РУДН

89,6

54

79,3

69,3

69,2

МГУКИ

89,6

59,5

69,3

69,3

69,3

 

 

 

 

 

Где,

1 - Физическое воспитание

2 – Трудовое воспитание

3 – Религиозное воспитание

4 – Духовно – нравственное воспитание

5 – Интеллектуальное воспитание

Таблица 2

Уровни воспитанности по критериям (блокам) 7-12

 

Блоки

6

7

8

9

10

11

12

ТГТУ

69,2

100

69,5

84,5

69

69

69,4

РУДН

57

100

69,5

84,5

69

69

66,8

МГУКИ

56,7

100

69,5

84,5

69

59

69,3

 

 

 

 

 

6 – Эстетическое воспитание

7 – Патриотическое воспитание

8 – Экологическое воспитание

9 – Правовое воспитание

10 – Экономическое воспитание

11 – Половое воспитание

12 – Удовлетворенность учебно–воспитательной работой

В результате исследования было установлено, что патриотическое воспитание у иностранных студентов многонациональных вузов имеет самый высокий показатель (100%), причем равнозначный, где бы они ни учились, в Москве, регионе или в Подмосковье. Объяснение этому следующее: вдали от Родины у молодых людей остро ощущается тоска по Родине, семье, близким.  Большинство иностранных студентов на развернутый вопрос –  «Что для вас Родина?» ответили, что это: «дом, семья, Отчизна». Так, например, Джиньчжоу, студентка из Китая ответила, что слово Родина – это «дом, Семья, Любовь, Детство». Милена из Сирии, - «моя Отчизна». И совсем по-взрослому, Гиййам из Вьетнама – « туда, куда я приеду перед смертью и там где я умру». А на вопрос, что для студентов патриотизм, они отвечали: Ниччао из Китая - «защита Родины», Айя из Сирии - «Любовь и защита Родины» и т.д. Отсюда напрашивается вывод: любовь к родному краю, к своей Отчизне, наиболее остро проявились у иностранных студентов тогда, когда они оказались вдали от родного дома в «чужой стране»! Анализируя данные по физическому воспитанию, следует отметить, что они чуть ниже, в совокупности, чем данные по патриотическому воспитанию, но одинаковые во всех трех исследуемых международных вузах (89%). Особенно хочется отметить тот факт, что не зависимо, где бы они учились: В РУДН, где имеется современный спортивный комплекс, или в регионе, где им приходиться заниматься физической культурой на стадионах и спортивных площадках в различных учреждениях города, иностранные студенты  характеризуются как спортивноориентированные  молодые люди,  обладающие  высокой физической культурой и общей цивилизованностью.  Многие из опрошенных иностранных студентов занимаются  по утрам гимнастикой и спортивной ходьбой. Самые высокие показатели физического воспитания были у тех студентов, которые ежедневно занимаются в спортивных секциях и кружках.

Вопросы, определяющие уровень правового воспитания констатировали равнозначное значение во всех трех вузах (84,5%), но значительно ниже, чем физическое и патриотическое воспитание. На вопрос – «Куда бы вы обратились, если у Вас возникли проблемы, касающиеся защиты Ваших прав?», - большая часть опрошенных отвечали – «Обратился бы в посольство в Москве». Эти ответы говорят о больших пробелах в правовом воспитании, об отсутствии просвещения по данному вопросу,  отсутствия инструктажа об имеющихся правах и обязанностях иностранных студентов в России, а также мер пресечения за допущенные ими правонарушения. Иностранные студенты не удовлетворены работой отделов правовой защиты в университетах, как правило, они неуверенны и беспомощны. Их общий принцип: «За пределы студенческого городка  не выходить. В городе по одному лучше не гулять». Для совершенствования правового воспитания иностранных студентов, необходима работа по созданию программ просвещения: лекции, семинарские занятия, разъяснительные беседы, тренинги. Особенно важным фактором является размещение на университетских порталах координат тех служб, которые ответственны за эту работу. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирование способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, чужим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Отвечая на поставленные вопросы анкеты, иностранные студены глубоко и осмысленно подходили к пониманию таких общечеловеческих ценностей как свобода, истина, добро, любовь, здоровье, красота, дружба; философски рассуждая о каждом из них. «Свобода есть наличие возможности выбора» (Джилан из  Сирии); «возможность трудиться по своему выбору» (Пейи из Южной Кореи); «без свободы человек перестает быть человеком» (Ил Мен из КНДР), «свобода - это право на жизнь» (Джонард из Синегала). Как правило, большинство европейских студентов связывают свободу с «независимостью», «вольностью», «простором»,  «возможность делать все, что люблю», «отсутствие ограничений», «самоопределением». Понятие «истина» студенты трактуют как «действительность», «правду», «ясность», «информацию, соответствующую действительности», «знание». Некоторые понимают истину как «возможность быть правдивым перед самим собой» (Нила из Афганистана); «то, что нам самим не всегда нравится» (Максим из Палестины). Термин «добро» в понимании азиатских студентов ассоциируется со следующими высказываниями: «человек в первую очередь должен быть добрым», «сделать много добра людям», «у человека есть добрые качества», «бескорыстный», «уважение», «это те чувства, которые вызывают радость», «безвозмездные дела», «культурное отношение к другим, по-человечески». Понятие «любовь», как общечеловеческая ценность, многие связывали с самыми наивысшими чувствами к другим людям: «привязанность, взаимоотношения, высокие чувства людей», «когда один человек может изменить твое  настроение, наполнить тебя изнутри приятными ощущениями», «когда видишь любимого человека - меняешься, как будто находишься в полете», «это одно из главных чувств», «смысл жизни». Понятие «здоровье» иностранные студенты связывали с физическим состоянием тела человека: «хорошее состояние тела», «красота тела и организация». Высказывания по поводу здоровья как общечеловеческой ценности, укладываются в выражения: «все должно быть в гармонии», «физическое и моральное состояние человека, при которых нет физических и психических жалоб и нарушений», «в здоровом теле - здоровый дух и это самое главное в жизни,  все - остальное приживется». Многонациональный состав пространства и коллектива, в котором  живут и обучаются иностранные студенты РУДН, МГУКИ и ТГТУ, определил особую тональность понимания ими термина «дружба». Присутствовали типичные ответы: «для меня дружба больше, чем любовь», «постоянные отношения взаимной симпатии», «без дружбы человеку скучно и трудно жить в мире»,  «помогать друг другу», «когда доверяешь человеку больше, чем самому себе», «счастье и помощь в тяжелые времена», «нахождение общего языка со знакомыми». Вектор духовно-нравственной стороны воспитания в международных вузах выстроился в пользу иностранных студентов из регионального вуза - ТГТУ - 84, 6%, РУДН и  МГУКИ – 69,3%.

 О серьезной глубине и искренности религиозных установок студентов свидетельствуют следующие результаты исследования религиозного воспитания. Студенты, участвующие в исследовании были верующими в православие (христианство, католицизм), буддизм, ислам, иудаизм, исключение составляли китайские студенты, которые в большинстве своем были атеисты. Оценка ответов на вопросы по религиозному воспитанию показывает, что иностранные студенты из ТГТУ имеют уровень религиозного воспитания -59,3%, МГУКИ - 69, 3%.  РУДН - 79, 3%.  Интересно то, что в понимании китайских студентов и студентов из стран Латинской Америки религиозные установки тесно переплетаются с ответственностью перед семьей, родственниками, обществом, со  свободой. В частности, мы получили следующие ответы: «у человека есть свое вероисповедание и никто не должен в него вмешиваться» (Цуй Юэ из Китая, 2 курс); «свобода должна быть у всех, но в меру» (Чиньчжао из Китая). Половина студентов ответили, что  религия является утешением в горестях и бедах; во-вторых, примерно 30% считают, что страдания учат человека терпению и пониманию; в-третьих, около 20% считают молитву формой общения с Богом. Уровень Экологического воспитания иностранных студентов всех трех международных вузов оказался одинаковым, составляющий чуть выше среднего (69,5%). На вопрос «Любите ли вы природу?» все  100% опрошенных ответили: «Да». Но этот вопрос  содержал ловушку. И поэтому, следующий вопрос был таков - «А что вы любите делать в отношении природы?». На  этот вопрос около 30 % ответили: «Люблю бегать на свежем воздухе»  или «Люблю гулять на свежем воздухе».  Около 30% ответило что любят ухаживать за цветами. Однако, следует заметить, что в понимании иностранных студентов из «жарких стран», «Ухаживать за цветами» не является показателем экологического воспитания, особой экологической культуры, этот факт не отражает трепетного отношения ко всему живому, т.к. в жарких странах цветы растут всюду и много. 40% иностранных студентов  продемонстрировали свое практическое участие в экологических мероприятиях, таких как выращивание «калифорнийских червей»,  очистка почвы от тяжелых металлов, участия в  экологических акциях, организуемых в университетах России.  Интеллектуальное воспитание. Обучение в университете раньше считалось элитным. Международные вузы готовили профессиональную и политическую элиту для развивающихся государств мира. Преподаватели выступали в роли «нянек» для иностранных студентов. Новые задачи образования, от принципа – получать такое образование, которое является «образованием на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», заставляет пересматривать роль преподавателя в интеллектуальной подготовке иностранного студента. Присутствие преподавателя сегодня – это форма обучения для самых слабых, кому нужна активная помощь. Остальные, на равных с преподавателем условиях, добывают всю необходимую информацию. Преподаватель – помощник, сотоварищ в обучении. В современных условиях деятельность всех субъектов воспитательной системы должна быть направлена на развитие интеллектуального воспитания для получения высоких профессиональных навыков и теоретических знаний.  Сравнения уровней интеллектуального воспитания в трех исследуемых вузах показывает,  что их данные примерно равны и приближены к 70 %. Экономическое воспитание начинается в семье, продолжается в школе и закрепляется в вузе. Оказавшись на свободе, без родителей и «опекунов», иностранный студент показывает насколько он подготовлен к самостоятельному проживанию, рациональному расходованию и планированию средств, как он может питаться на предоставляемые ему средства и как сможет ли, без посторонней помощи «сводить концы с концами». Анализ ответов на вопросы, полученные от иностранных студентов показывают уровень экономический воспитанности также практически одинаковый, не зависимо оттого, столичный этот вуз или региональный (69,9%).  Трудовое воспитание иностранных студентов закладывается в семье, укрепляется в школе и проверяется в трудных материальных ситуациях, когда молодой человек оказывается вдали от поддерживающей материальной помощи. Многие иностранные студенты пытаются устроиться на работу, но при этом необходимо желание работать, привычка к трудовым усилиям, ответственность. Найти работу удается далеко не всем, особенно сложно это осуществлять тем студентам, которые обучаются в региональных вузах. Реально заработать, без ущерба для учебы, предоставляется летом, по окончании весенней сессии в студенческих трудовых или строительных отрядах, которые занимаются ремонтом помещений в Университетах или строительством новых зданий и помещений в тех же Университетах. Пользуется большим авторитетом работа в детских летних лагерях воспитателями, официантами, помощниками повара. Многие иностранные студенты МГУКИ трудятся, не покладая рук, на концертных площадках города и Подмосковья. Однако, исследование показало, что большинство иностранных студентов не слышали о Стройотрядах и возможности заработать в каникулы. Наверное, поэтому уровни трудового воспитания распределились таким образом: в РУДН – 54%; МГУКИ – 59,5%; ТГТУ – 69%.  Ответы иностранных студентов на вопросы по эстетическому воспитанию распределили места уровней воспитанности в следующей последовательности: ТГТУ – 69,2%; в РУДН – 57%; МГУКИ – 56,7%. Самый низкий уровень оказался у МГУКИ, на первый взгляд это кажется странным, но в тоже время это - реальный факт. Можно предположить, что участие студентов в постоянных репетициях, концертной деятельности, которые являются основной практической направленностью иностранных студентов МГУКИ, настолько выбивает их из размеренной жизни, что у них не остается времени сходить в музеи, картинные галереи, поехать на экскурсии по городам и посмотреть исторические достопримечательности России, т.е. совершенствование  эстетическое происходит однобоко, а не в гармонии, упускаются другие стороны общего эстетического воспитания.  Половое воспитание также одно из важных направлений в воспитании современной молодежи, обучающейся в Университетах. Отвечая на вопросы, поставленные в анкете, многие студенты изъявляли желание просвещаться, прослушивая лекции и участвуя в семинарах, консультациях врачей, психологов, педагогов. Уровни половой воспитанности распределились следующим образом:  в РУДН и ТГТУ – 69%; МГУКИ – 59%.

Рассматрев уровни удовлетворенности иностранными студентами работой воспитательной системы в международных вузах, следует отметить следующее: иностранные студенты, проживающие в регионах и Подмосковье более альтруисски настроены, более терпеливы к неудобствам, менее избалованы и стоически переносят неудобства, оценивая условия проживания, питания, обучения, они дают более высокую оценку. Иностранные студенты, обучающие в столице недовольны работой визового отдела,  поликлиники, дороговизной питания в студенческих кафе-столовых (большая часть иностранных студентов питаются – перекусывая, многие юноши в том числе готовят сами), предоставленными удобствами  общежития и отношениями администрации. Оценка работы  воспитательной системы имеет следующие показатели: ТГТУ (69, 41%); МГУКИ (69,33%); РУДН (66,83%).

 Таким образом, результаты исследования, полученные нами в международных  Универсистетах, (в % от числа респондентов) мы можем продемонстрировать на диаграмме.

 

Рис.1 Диаграмма данных студентов по 12 блокам (критериям) воспитания. Полученные данные позволяют констатировать: 1) уровень воспитанности иностранных студентов, обучающихся в России в международных вузах,  не зависит от места обучения: будь то Москва, Подмосковье или регион. Одинаково высокий уровень иностранные студенты показали по патриотическому воспитанию (100%) и физическому воспитанию (89%). 2) Необходимость в совершенствовании воспитательной системы международных вузов определяется полученными данными трудового воспитания (54%) – РУДН, эстетического (56,7%) - МГУКИ,  полового (59%) – МГУКИ, экологического (69,5%) - все три вуза, интеллектуального (70%) – все три вуза. 3)Удовлетворенность иностранных студентов работой воспитательной системы в международных вузах показывает:  а) иностранные студенты региональных вузов удовлетворены в большей степени работой воспитательной системы вуза ТГТУ (69,41%), МГУКИ (69,33%), чем студенты, обучающие в столице, они менее избалованы и стоически переносят неудобства, а также, всем очевидно, чем меньшее количество студентов  воспитывается в группе, на факультете или в вузе, тем отношение к иностранным студентам более субъектно-ориентированное; б) количество студентов, обучающихся в столичном вузе в сотни раз больше, отношения «студент-преподаватель» более официальные, иностранному студенту, порой, простую проблему решить невозможно, из-за «переталкивания» его от одного официального лица к другому. Сами «столичные» иностранцы более щепетильно относятся к работе воспитательной системы вуза, они критически рассматривают деятельность отдельных ее составляющих: визового отдела,  поликлиники, они недовольны сетью кафе-столовых, их дороговизной, они недовольны  предоставленными удобствами в общежитии, отношению к ним со стороны администрации, отсюда оценка работы  воспитательной системы РУДН (66,83%).

 Представленные результаты научного анализа обуславливают возможность использования уровней воспитанности для совершенствования развития воспитательной системы международных вузов.  Воспитание студенческой  молодежи в духе толерантности и уважения к традициям других, требует такого поликультурного пространства международного вуза, которое способствовало бы совершенствованию духовно-нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания и это возможно только при условии активного участия всех субъектов поликультурного пространства, а также использования разнообразных подходов, приемов, форм и средств  (КВН, ИНТЕРКЛУБ, ФСК, СТРОЙОТРЯД и др.), где и происходит формирование высоких личностных качеств иностранного студента, его воспитания для совместного созидания стабильности, мира и добрососедства.

 

Использованная литература:

  1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг.– М.: Центр социального прогнозирования, 2007.
  2. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в России: теоретические и исторические аспекты. - М.: РУДН, 2010.
  3. Всемирный доклад по образованию 2006: Сравнение мировой статистики в области образования. – Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2006.
  4. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 7/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: ЦСП, 2010. 
  5. Отчет о научно-педагогической деятельности Российского университета дружбы народов за 2008/2009 учебный год: Ежегодник. – М.: РУДН, 2009.