СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИИ

 

Голикова Г.В.

доктор экономический наук, доцент филиала ВЗФЭИ в г. Воронеже, Росси

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ СПОРОВ В РОССИИ


Исследование особенностей рассмотрения и разрешения споров в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг имеет общепризнанное практическое значение.  Наиболее  важными  проблемными вопросами  разрешения жилищно-коммунальных споров  являются:  процедура рассмотрения гражданских дел, вытекающих из оказания услуг ЖКХ,  статус лиц, участвующих по делу, гарантии защиты  субъективных прав  в этой  сфере. Практически  любые  вопросы, относящиеся к категории дел в сфере оказания жилищно-коммунальных  услуг, к предмету доказывания, к  доказательствам, составу лиц, участвующих в деле, имеют существенную специфику при разрешении споров, связанных с оказанием жилищно-коммунальных  услуг.

Недостаточно  четкое правовое  обеспечение обязательств в сфере оказания  жилищно-коммунальных  услуг проявляется в следующем:

1.Существует проблема  отграничения  работ от услуг ввиду отсутствия  овеществленного  результата как основного признака услуги. В ст. 779 ГК РФ словосочетание «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности и лишь  налоговое  законодательство разграничивает работы и услуги как объекты  налогообложения (ст. 38 НК РФ).

   2.Обязательства, направленные на оказание услуг, разнообразны. В связи с этим законодатель пока  не сформулировал унифицированные нормы, которые являлись бы общими для всех договоров данной группы. Действующее законодательство проводит различия между овеществленными услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг.

3. Потребителя услуг при заключении договора интересуют цена, качество и срок. Какое из  этих условий  является  существенным или их совокупность, законодатель не определяет, но споры в данном случае могут возникнуть и о заключении договора, и о признании договора не заключенным.

4. Одной из проблем обеспечения защиты прав потребителей в жилищной сфере является отсутствие надлежащим образом оформленных договоров между жильцами (потребителями) и субъектами возможной ответственности за нарушение прав потребителей, в связи с этим трудно определить объем обязательств хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги жителям.

5. Существенным является недостаток, который делает недопустимым или невозможным использование услуги, результатов работы в соответствии с их целевыми назначениями. Это условие может трактоваться настолько широко, что практически любой недостаток может быть расценен как существенный.

К типичным нарушениям законодательства в сфере жилищных отношений можно, на наш взгляд, отнести: нарушение порядка установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, внесения платы за жилое помещение (ст. 154, 155, 156 ЖК РФ); несвоевременную оплату потребителями предоставленных жилищно-коммунальных услуг; нарушения установленного ст. 159 ЖК РФ порядка получения субсидий;  нарушения прав отдельных льготных категорий граждан; нарушения прав граждан, обусловленные существующей задолженностью по оплате жилья.

Таким образом, обобщая основные проблемы, возникающие в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, к процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг можно отнести следующие: во-первых, многосубъектный состав лиц, участвующих в деле, когда при судебном рассмотрении конкретных дел имеет место активная или пассивная  множественности, значительное количество привлечения в процесс третьих лиц без самостоятельных требований — в основном, на стороне ответчика; во-вторых, привлечение почти при рассмотрении каждого жилищного дела свидетелей (как правило, истцом). Это связано с тем, что некоторые факты и обстоятельства в жилищных делах могут доказываться только одним видом доказательств — свидетельскими показаниями, так как другие виды доказательств в данном случае не будут иметь никакого значения для дела; в-третьих, проблемой рассмотрения дел в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в судах является большое число предъявляемых исков, связанных с основаниями возникновения, изменения и прекращения жилищных правоотношений. Соответственно, многообразие оснований порождает многие виды предъявляемых исков; в-четвертых, большое количество случаев предъявления встречных исков; в-пятых, при рассмотрении споров в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг часто встречаются категории дел о возмещении понесенных убытков. При этом истец обязан доказать следующие факты: основание возникновения ответственности в виде возмещения убытков (нарушение договорных обязательств, деликт или действие государственного органа, иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков); причинную связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками; размер убытков (реальных и упущенной выгоды); в-шестых, частые  отмены судебных актов  по данной категории дел  с направлением  их на новое  судебное  рассмотрение; наконец, сложность споров, которая требует оказания качественной юридической помощи и ведение дел в судах с участием квалифицированных представителей.

На основании анализа нормативно-правовых актов, регулирующих оказание жилищно-коммунальных услуг, и обобщения основных видов споров, возникающих в судебной практике, автором был сделан вывод о необходимости  совершенствования правовых норм для обеспечения качества разрешения споров в  сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтому предлагается следующее. Во-первых, принятие специального законодательного акта - Федерального закона "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, в связи с тем, что в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг имеет место значительное количество нарушений прав граждан-потребителей. Такие законодательные акты приняты и действуют в некоторых государствах - членах СНГ (Республика Беларусь, Украина). Во-вторых, целесообразно внести в Жилищный кодекс РФ ряд изменений и дополнений. В частности разд. 8 «Управление многоквартирным домом» дополнить положениями о правовом статусе управляющих компаний через установление обязательных требований, которым должна отвечать деятельность управляющих компаний (минимальный размер уставного капитала, требования к учредителям и к кадровому составу компании и т.д.); ст. 12 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений» дополнить п. 17 о том, что к полномочиям относится «установление перечня юридических и физических лиц, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, обязанных раскрывать информацию о своей деятельности, а также порядка, сроков раскрытия информации». В-третьих, необходимо добавить в п. 5 «Положения о государственной жилищной инспекции РФ» дополнения о контроле за качеством оказываемых жилищных и коммунальных услуг.

Таким образом, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг позволит расширить досудебный порядок разрешения таких споров, а также более эффективно реализовывать правовые гарантии субъектов гражданских правоотношений, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг.