ГАРАНТИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Кудрявцева А.В.

аспирант

кафедры конституционного и муниципального права

ФГБОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК"

 

ГАРАНТИИ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

В условиях современной России актуальным и приоритетным правом является свобода передвижения. Человек всегда стремился, и будет стремиться к благоприятным условиям для жизни. Для этого необходима возможность свободно передвигаться, а также находиться и работать в наиболее комфортных для него условиях. Данное право можно назвать индикатором свободы и развития демократии в обществе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

В статье 2 «Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы» сформулировано: «каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике» и «каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут оказаться необходимыми для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в Декларации» [3]. Из выше сказанного следует, что именно государство является гарантом полноценного осуществления прав и свобод человека и гражданина.

 Российская Федерация в статье 2 Конституции берет на себя обязанность по созданию условий реализации прав и свобод, и стремиться утвердить систему ценностей, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Совершенно справедливо отмечается в литературе, что «конституционные ценности – это еще не сама реальность. Ценность Конституции РФ тем выше, чем полнее, упорнее и последовательнее осуществляется гарантирование, реализация, охрана и защита её конституционных установлений, чем полнее используется их демократический и нравственно-правовой потенциал» [2, c. 4]. 

Таким образом, главной целью государства является гарантирование, реализация и обеспечения наших прав, в том числе права на свободу передвижения, а в случае их нарушения, обязанность обеспечивать их защиту и восстановление.

Российское конституционное право закрепляет право на свободу передвижения в статье 27 Конституции российской Федерации и гарантирует каждому совокупность нескольких прав:

  • право свободно передвигаться в пределах территории государства;
  • право выбора места жительства на территории государства;
  • право выбора места пребывания на территории государства;
  • право покидать территорию государства;
  • право возвращаться беспрепятственно обратно.

Однако данные права государство гарантирует определенному кругу субъектов – «каждому», который «законно» находится на территории Российской Федерации. Термин «каждый» указывает на любого человека: гражданина Российской Федерации, гражданина иностранного государства, лица без гражданства. Законность нахождения на территории Российской Федерации гражданина России, не требует доказательств, в силу их устойчивой связи с государством, а вот иностранные граждане и апатриды законность подтверждают действующей визой (разрешения на временное проживание либо вид на жительство) либо на срок, не превышающий девяносто дней, если у гражданина имеется право на безвизовый въезд в Россию, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Гарант (от французского «garant» - порука, поручительство) – в широком смысле поручитель; государство или организация, представляющие гарантию [9, c. 84].

С.А. Авакьян под гарантиями понимает материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств [1, c. 682].

По мнению С.В. Калашникова, гарантии прав и свобод – это совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством [5, c. 18].

Таким образом, гарантии права на свободу передвижения есть система установлений, закрепленных как на государственном, так и на международном уровне, и обеспечивающих благоприятные условия для реализации возможности свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, а также обеспечивающих защиту от незаконных ограничений данного права.

Существует множество оснований, по которым можно классифицировать гарантии прав и свобод. Определяющим следует считать функциональный критерий классификации:

1)    гарантии реализации;

2)    гарантии защиты;

3)    гарантии охраны [6, c. 15].

Следует не согласить с О.В. Ростовщиковой, которая придерживается мнения об идентичности гарантий защиты и охраны [8, c.151], так как гарантии защиты преследуют цель восстановления уже нарушенных прав, предусматривающих различные способы для их восстановления, тогда как, охранительные меры должны были действовать до нарушения какого-либо права.

Юридические гарантии прав и свобод отражены нормами международного законодательства, Конституции России, федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, а также актов органов местного самоуправления.

Так, право на свободу передвижения гарантировано международным сообществом в следующих документах:

- Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанного СССР 18 марта 1968 года;

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 28 февраля 1996 года. Протокол № 4. Вступил в силу для России 5 мая 1998 года.

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицирована 4 ноября 1995 года № 163-ФЗ и вступила в силу для России 11 августа 1998 года.

Названные источники права закрепляют соответствующие гарантии прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на свободу передвижения.

Право на свободу передвижения гарантировано и рядом других документов Совета Европы, однако, не подписанных и не ратифицированных Россией. Такими как: Европейская социальная хартия от 18 мая 1961 года и пересмотренная 3 мая 1996 года, Европейское соглашение об отмене виз для беженцев 1951 года и т.д.

Таким образом, данные правовые акты содержат нормы, закрепляющие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, которые могут быть ограничены лишь в предусмотренных законом случаях, в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

 Кроме того, следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, международный договор имеет верховенство над отечественным законодательством.

В настоящее время, внутригосударственные механизмы гарантий прав человека запущены лишь благодаря введению в действие Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поскольку ранее провозглашение права на свободу передвижения носило лишь декларативный характер.

Статья 9 данного закона закрепляет непосредственно средства защиты прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Защита гражданами своих нарушенных прав может осуществляться несколькими способами:

- в административном порядке (обращение в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу);

- в порядке надзора (обращение в органы прокуратуры с заявлением, жалобой, ином сообщении о нарушении прав и свобод человека и гражданина);

- в судебном порядке (непосредственно в суд, в рамках конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства).

Так в соответствии с  приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»: при досудебном обжаловании гражданин может обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу:

начальнику структурного подразделения территориального органа на действия (бездействие) подчиненных ему сотрудников, а также осуществляющих в данной сфере деятельности должностных лиц органов местного самоуправления поселений, находящихся в данном районе;

начальнику территориального органа на действия (бездействие) начальников структурных подразделений территориального органа;

директору ФМС России и его заместителям по курируемым направлениям деятельности на действия (бездействие) начальников территориальных органов [7].

В порядке досудебного производства одним из составляющих элементов системы гарантий является институт Уполномоченного по правам человека в России.

Главную роль гаранта  защиты нарушенных прав граждан играют суды. Судебная защита прав и свобод гарантируется частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации. Российская практика свидетельствует, о том, что обращения граждан в суд является одним из самых эффективных способов защиты нарушенного права на свободу передвижения и компенсации морального вреда и как заметил заместитель председателя Верховного суда Виктор Жуйков: «само нарушение права на свободу передвижения уже предполагает нанесение морального вреда» [4, с. 57].

Анализ практики Конституционного суда показывает его исключительную роль при установлении противоречий между федеральными законами и основным законом государства. Результат – нарушающий права граждан закон либо его отдельные положения, утрачивают силу, и не подлежат применению. Подтверждением является множество решений, например, постановление от 4 апреля  1996  года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»; постановление Конституционного суда от 30 июня 2011 года N 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи  с жалобой гражданина А.В. Воробьева и т.д. [10].

К сожалению, Конституционный суд нередко вынужден отказывать в принятии к рассмотрению жалоб в связи с их неподведомственностью ему или с несоответствием требованиям закона. Например, определение Конституционного суда №1629-О-О от 16.12.2010 г., определение №870-О-О от 21.06.2011 г., определение №385-О-О от 22.03.2011 г.,  определение №1309-О-О от 13.10.2009 г. и т.д. [10].

В том случае, если внутренние средства защиты в государстве исчерпаны, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации гражданам предоставляется право обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека, в том числе в Европейский суд по правам человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации, существует многоуровневая система гарантий       , где                                                                                                                                                                                                                           государство призвано выступать гарантом правового положения личности, возглавляющий и защищающий интересы общества всеми законными средствами и способами.

 

 

 

 

 

Литература 

1.  Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т.1. – М.: Юристъ, 2006. - 719 с.

2.  Витрук Н.В. Соблюдение Конституции Российской Федерации как условие модернизации и прогрессивного развития современной России//Современное общество и право. 2011. №1. С.3-12

3.  Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант плюс».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4.  Жуйков В. Роль судов общей юрисдикции в защите свободы передвижения//Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2001. №2. С. 56-57

5.  Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002, № 10. - С.17-25. 

6.  Нефедова И.И.. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: курс лекций / составитель И.И. Нефедова. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. – 25 с.

7.  Приказ Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г.    N 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант плюс».  

8.  Ростовщикова О. В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России: дисс ... канд. юрид. наук : 12.00.01, 12.00.02: Волгоград, 2001. -  198 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

9.  Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под редакцией М.Ю. Тихомирова.- М., 1998. - 526 с. 

  1. Электронный ресурс: сайт. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/Decision/Pages/default.aspx