СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

                                                        

  Гиль Е.В.

Адъюнкт ФНП и НК Московского университета МВД России

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ  ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА


Согласно концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [1], одобренной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. для развития экономики и становления гражданского общества требуется использование всевозможных мер и средств гражданского законодательства, чтобы обеспечить добросовестное и надлежащее осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей.

С этой целью в Концепции предлагается широкий спектр мер, направленных на усиление компенсаторной функции гражданского законодательства, что нашло отражение также и в коренных реформах правовой основы деятельности полиции в России. В данной связи, представляется необходимым осветить вопросы развития полицейского законодательства в сфере совершенствования норм о компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников полиции России.

Обязанность государства гарантировать сотрудникам органов внутренних дел компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы вытекает, в первую очередь, из статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации, норм главы 59 Гражданского кодекса РФ, а также из характера выполняемых сотрудниками задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах деятельности.

По данным Департамента государственной службы и кадров МВД России ежегодно в стране гибнет около 1400 сотрудников правоохранительных органов, получают телесные повреждения различной степени тяжести около 12200 сотрудников. Данные показатели за период с 2007 по настоящее время имеют тенденцию к росту, что свидетельствует о необходимости в кратчайшие сроки разрешить проблему должного обеспечения возмещения вреда данной категории лиц.

В связи с проведенной реформой МВД России, на сегодняшний день гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих вследствие причинения вреда, осуществляется при помощи нескольких нормативно-правовых актов.

Так, в ФЗ Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [2], в статье 43 изложены основные страховые гарантии сотрудникам полиции и нормы о выплатах в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей; ФЗ Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [3], прописывает процедуру регулирования отношений, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, медицинским обслуживанием сотрудников и членов их семей, затрагивающего некоторые вопросы  страхового обеспечения; ФЗ Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4], устанавливает гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел; Приказ МВД РФ от 15 октября 1999 г. № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» [5], непосредственно устанавливает процедуру и порядок возмещения вреда; ФЗ Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [6], определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел России; Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе MВД России» [7], предусматривает порядок проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

Следует отметить, что основной документ, прописывающий процедуру возмещения вреда сотрудникам полиции, а именно Инструкция, утвержденная приказом МВД России № 805 (далее - Инструкция), по своей сути основывается на нормах закона «О милиции» (о чем говориться в преамбуле приказа) и имеет большое количество выявленных в ходе практики ее применения существенных недостатков, в связи с чем, применение положений содержащихся в ней не соответствует требованиям, установленным в ФЗ РФ «О полиции» и ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Естественно, перед законодателем возникла необходимость в разработке нового приказа, регламентирующего порядок выплат в целях возмещения вреда. Проект данного приказа в период с 29 декабря 2011 г. по 8 января 2012 г. прошел общественную экспертизу на форуме официального сайта МВД России [8], в ходе которого сотрудники различных подразделений МВД России высказывали свои замечания и указывали на недостатки проекта приказа.

Ситуация ожидания принятия нового приказа породила на практике эффект так называемого «правового вакуума»: комиссии, разрешающие порядок выплат в целях возмещения вреда функционируют, но не могут ссылаться в своей работе на устаревшую Инструкцию, несмотря на то, что официально она еще продолжает действовать, и руководствуются в своей работе лишь положениями закона «О полиции».

Также определенная группа трудностей в данном правовом поле сложилась вокруг ФЗ РФ «О полиции».

Предположим, сотрудник получил ранение, травму или заболевание в период до вступления в силу ФЗ РФ «О полиции», соответственно расчет причитающихся ему сумм возмещения вреда был произведен по ранее действовавшему законодательству. Данные суммы  выплачиваются до сих пор ежемесячно и, вроде бы, очевидной становиться необходимость произвести перерасчет сумм в связи с изменившейся нормативной базой. Однако сотрудник уволен со службы в органах внутренних дел, как полностью или частично потерявший профессиональную трудоспособность и на сегодняшний момент уже не является сотрудником внутренних дел. В настоящее время данная ситуация остается законодательно не урегулированной и ДГСК МВД России при обращении граждан ссылается на возможность разрешения подобных ситуаций лишь после вступления в силу вышеназванного приказа, утверждающего инструкцию о порядке производства выплат в целях возмещения вреда.

Также много сложностей возникает в связи с внесением изменений 8 ноября 2011 г. в статью 5 ФЗ от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ [9]. Изменения коснулись размеров выплачиваемых сотрудникам полиции страховых сумм, которые теперь не зависят от оклада денежного содержания, а становятся строго фиксированными (прописанными в законе) для всех категорий сотрудников.

Можно отметить, что размер страховых  сумм увеличился практически в два раза.  Проблемные вопросы начали возникать тогда, когда сотрудники стали обращаться с требованиями о выплатах по договору страхования в 2012 году, а травмы или заболевания были получены ими в 2011 году или ранее. Тут же появляется определенная сложность, если, допустим, травма получена в конце 2011 года, лечение продолжалось с 2011 по 2012, то, исходя из каких сумм рассчитывается возмещение вреда? На практике стали исходить из установленных сумм на момент получения травмы, что вызвало большой поток судебных жалоб сотрудников.

Вышеобозначенная правовая практика свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество возникающих трудностей с введением в правовое пространство новых приоритетов построения полицейской системы, основанной на современных принципах развития гражданского законодательства, законодатель все же стремиться разрешать возникающие на практике проблемы, создавая эффективные правовые нормы и  ориентируясь при этом не только на опыт построения соответствующих правовых механизмов, но и на авторитетные решения различных судебных органов, на правоприменительный опыт западноевропейских стран, и, что немаловажно, на мнение самих граждан,  проводя общественную экспертизу документов, что, несомненно, в перспективе должно качественно отразиться на повышении уровня жизни и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

[1] Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 г. Москва «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 23 июля 2008 г. - № 4712.

[2] Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 8 февраля 2011 г. - № 5401.

[3] Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. - 21 июля 2011 г. - № 5533.

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. - 7 декабря 2011 г. - № 5651.

[5] См.: [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант-студент 2011» // http://www.base.garant.ru/12117196/ (дата обращения 23.03.2012 г.).

[6] См.: [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант-студент 2011» // http://www.base.garant.ru/12111156/ (дата обращения 23.03.2012 г.).

[7] См.: [электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Гарант-студент 2011» // http://www.base.garant.ru/12114515/ (дата обращения 23.03.2012 г.). 

[8] См.: Пояснительная записка и проект приказа МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты единовременных пособий в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации, ежемесячной денежной компенсации, а также сумм в возмещение вреда, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации или его близких родственников» // http://www.mvd.ru/mvd/documents/archive/show_100525// (дата обращения 21.03.2012 г.).

[9] См. сноску [6].