МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Коротина Н.Ю.

Доцент, кандидат экономических наук,

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости  разработки и внедрения новых технологий и методик.  Прежде всего, эта проблема проявляется на муниципальном уровне, где в настоящее время сохраняется значительная дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Как свидетельствуют исследования, основная причина различий в бюджетной обеспеченности имеет в своей основе  значительные различия в уровнях экономического развития конкретных территорий. Кроме того, не получили должного развития теоретические положения муниципальной экономики. Ситуация усугубляется недостаточностью научных обоснований и дальнейшей разработки методологических аспектов финансовой науки. Так, практический динамизм реформы местного самоуправления опережает научную базу, особенно в части формирования финансового механизма.

Недостаточно разра­ботанным является вопрос организации и методики анализа бюджетной политики, что в определенной мере сдерживает повышение роли территориальных органов власти и бюджетов в решении эконо­мических и социальных задач проблемы финансового состояния муниципальных бюджетов актуальны.

Изучение вышеназванных аспектов проблемы должно осуществляться комплексно, с применением интегральных оценок, многомерных методов, что в полной мере возможно в рамках аналитического подхода.

Анализ муниципальной бюджетной политики должен проводиться, на наш взгляд, в три этапа.  На первом этапе проводится анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании. Его целью является получение и представление информации об основных параметрах бюджетного процесса; особенностях бюджетного планирования; основных тенденциях и структуре бюджета; целях и приоритетах бюджетной политики и возможности участия граждан и организаций в бюджетном процессе.

На втором этапе аналитического изучения муниципальной бюджетной политики проводится анализ наличия и исполнения нормативно-правовой базы бюджетного процесса. Его цель состоит в оценке полноты, дееспособности и соответствия нормативно-правовой базы федеральному и региональному законодательству. 

На третьем этапе проводится анализ финансового состояния муниципального бюджета. Его результаты позволяют определить уровень финансовой самодостаточности тер­ритории, состояние базы ее собственных доходов; определить уровень устойчивости муниципального бюд­жета; выявить факторы, воздействующие на финансовое поло­жение территории, и степень влияния этих факторов на бюджет; определить приемлемость и справедливость проводимой местной администрацией бюджетной политики с точки зре­ния населения.

Изучение методологии и методики анализа финансового состояния муниципального бюджета свидетельствует о том, что в современной практике работы фи­нансовых органов применяется главным образом анализ исполне­ния бюджетных показателей [1].

В современной теории при исследовании финансового состояния местного бюджета используются термины «финансовая устойчивость», «бюджетная устойчивость», «бюджетная обеспеченность», «ресурсообепеченность бюджета», «бюджетная эффективность» и другие. Однако выстроенная единая терминология отсутствует, что приводит, на наш взгляд, к терминологической путанице и непониманию сути категорий.

Под финансовым состоянием понимается способность муниципального образования финансировать деятельность органов местного самоуправления. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования органов местного самоуправления, реализация всех закрепленных за ними полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга, целесообразностью размещения и эффективностью использования финансовых ресурсов, финансовыми взаимоотношениями с юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Способность муниципального образования своевременно производить платежи, финансировать деятельность бюджетной сферы на расширенной основе свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии бюджета муниципального образования, о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.

На наш взгляд, методологически анализ финансового состояния бюджета муниципального образования сводится к анализу пяти групп показателей: показателей устойчивости бюджета, показателей бюджетной обеспеченности, показателей бюджетной достаточности, показателей ликвидности бюджета и показателей эффективности бюджета.

Система показателей устойчивости бюджета позволяет определить степень зависимости бюджета от внешних источников, характеризует структуру источников поступления средств бюджетов и рассчитывается путем сопоставления различных видов собственных доходов с общими доходами бюджета.

Показатели бюджетной обеспеченности характеризуют уровень развития муниципальной экономики. Уровень бюджетной обеспеченности определяется путем сопоставления налоговых доходов конкретного муниципального образования (скорректированных на коэффициент расходных потребностей) со средним по всем муниципальным образованиями данного типа объемом налоговых доходов на душу населения. Коэффициент расходных потребностей в данном случае учитывает различия в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг. Показатели бюджетной обеспеченности позволяют сравнить обеспеченность доходами муниципалитета по сравнению с другими муниципальными образованиями данного типа.

Бюджетная достаточность определяется сопоставлением объемов доходов (без учета финансовой помощи) и расходов в расчете на душу населения соответствующего муниципального образования, то есть показывает, насколько налоговые и неналоговые доходы соответствующего бюджета могут покрыть расходы данного бюджета. Также бюджетная достаточность характеризуется другим коэффициентом – индексом бюджетных расходов, который рассчитывается  как отношение нормативной бюджетной потребности муниципального образования (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по муниципалитетам субъекта.  Указанный индекс показывает, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном муниципальном образовании по сравнению со средними или минимальными потребностями.

Ликвидность бюджета характеризуется способностью в определенный момент финансового года произвести своевременную оплату денежных обязательств муниципального образования и определяется соотношением имеющихся денежных средств с размерами текущих обязательств.

Показатели эффективности бюджетных расходов позволяют установить взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования.

Оценка финансового состояния бюджета в современных условиях имеет огромное значение. Она позволяет правильно оценить финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных муниципальных образований и на этой основе выстроить обоснованную бюджетную политику, инвесторам позволяет реально оценить риск вложения капитала в территории.

 

Литература:

  1. Методика комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Приказ Министерства финансов РФ №223 от 02.08.2004г.