РИТОРИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 6 Язык, речь, речевая коммуникация

Здорикова Ю.Н.

Доцент, кандидат филологических наук

Ивановский государственный химико-технологический университет

РИТОРИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

         В современном научном и образовательном пространстве риторика является одной из актуальных и востребованных наук, которая постоянно совершенствуется и находит свое применение в новых разнообразных формах. Сегодня проводятся многочисленные риторические конференции, мастер-классы, школы, тренинги и мн.др. Интерес к этой науке неслучаен: знание риторики позволяет достичь эффективной коммуникации, склонить к своей точке зрения, избежать речевого манипулирования и др. Современная риторика базируется на мощном арсенале исследований, накопленных со времен античности. Во все времена большое значение придавалось работе со словом, именно слово играло главенствующую роль на протяжении многих тысячелетий.  Еще Протагор писал: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны» [6, с. 30].

         В современном понимании риторика определяется не только как теория, мастерство и искусство красноречия. Исследователи, опираясь на накопленный опыт, отмечают, что при определении понятия «риторика» важно учитывать три составляющие: мысль, нравственное чувство и красоту. И поэтому современный риторический идеал красноречия «сохраняет черты, определившие его с древности, и по-прежнему строится на триединой гармонии мысли, красоты и добра» [8, с.9]. Неслучайно как одно из требований к личности оратора называется то, что оратор должен быть высоко нравственным человеком, он должен быть известен обществу, ему должны доверять [5].

         В современной риторике много нерешенных проблем и вопросов. Подробно об этом пишет проф. В.И. Аннушкин в статье «Спорные вопросы риторического образования» [1]. Один из таких вопросов - Является ли риторика частной наукой, частным знанием, или ее проблематика распространяется на многие науки и является всеобщей? Этот вопрос имеет важное значение в практике преподавания, поскольку  «особенно же востребованы наука и искусство убедительной и целесообразной речи в области гуманитарного знания, поскольку всякая интеллектуальная профессия связана с речевым мастерством». Следующую проблему                     В.И. Аннушкин обозначает так: Существуют ли постулаты речевой (риторической) педагогики как теории и искусства обучения эффективной речи? Если да, то каковы они? Этот вопрос возникает, поскольку «наша практика обучения речине готовила к критической оценке того реального и многообразного мира коммуникаций, в котором живет современный человек».  Описание законов риторики находим, например, в работе                    А.К. Михальской [7]. Это закон диалогической речи, закон близости содержания речи интересам и жизни адресата, закон конкретности речи, закон движения, закон эмоциональности, закон эстетического удовольствия.

Целый ряд вопросов связан со школьной и вузовской риторикой: Каков объем предмета современной школьной риторики? Чем отличается традиционный курс «развитие речи» от риторики? Как школьная и вузовская риторика способствуют формированию языковой личности учащегося? Риторика позволяет достичь успешной речевой коммуникации. Поэтому целесообразно в курсе вузовской риторики сформировать у студентов такие умения и навыки, как: 1) научиться готовиться к публичному выступлению, 2) при построении речи уметь использовать риторические приемы, направленные на достижение поставленной задачи (в зависимости от вида ораторской речи), 3) практиковаться в произнесении речей перед сокурсниками и широкой аудиторией, 4) научиться анализировать речь другого человека.

Одной из форм работы на занятиях по риторике являются риторические тренинги. О пользе речевых тренингов писали многие известные ораторы. Риторический тренинг сегодня – одна из инновационных форм обучения. Самим своим названием [тренинг] «он утверждает приоритет новых форм над старыми “консервативными” формами, которыми могли бы быть названы просто семинар или “двухдневная учеба”» [2]. Техника речи включает правила артикуляции, дыхания, работу над дикцией, знакомство с правилами логического чтения, темпа речи. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания. Каждый выступающий должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие и избегать монотонности речи.  Для оратора важно правильно поставить дыхание – дышать глубоко, уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Очень полезна для развития техники речи работа над поговорками и скороговорками.

Многообразие риторических форм и жанров, научных исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день риторика – одна из самых востребованных и постоянно развивающихся наук, изучение правил и законов этой науки приведет к успеху специалиста любой области знаний, поскольку именно риторика учит эффективное общению.

 

Литература

1. Аннушкин В.И. Спорные вопросы риторического образования // Материалы XIV Международной научной конференции «Риторика и культура речи: наука, образование, практика», 1-3 февраля 2010 года / Под ред. Г.Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – С. 3-8.

2. Доклад В.И. Аннушкина на XIV Международной конференции по риторике и культуре речи //  http://www.rhetor.ru/ sites/default/files/ 1.%20 Аннушкин_Доклад_на_14_конф.%2014%20февраля%20для%20сайта.doc.

3. Здорикова Ю.Н. Речевой тренинг студентов как одна из форм совершенствования культуры речи // Риторика как предмет и средство обучения: Материалы XV Международной научной конференции / Под ред.                                 Ю.В. Щербининой, М.Р. Саввовой.  – М.:МПГУ, 2011. – С. 156-160.

4. Колесникова Л.Н. Профессиональная культура педагога-ритора // Материалы ХIII Международной научно-практической  конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве», 21–23 января 2009 года / Под ред. В.И. Аннушкина. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. – С.201.

5. Колесникова Л.Н. Риторика и нравственное воспитание личности // Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV международ. конф. по риторике. – М., 2000. – С. 15-16.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. – М.-Л.: Наука, 1969.

7. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2001.

8. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. – М.: Издательский центр «Academia», 1996.