Бенчмаркинг как инструмент повышения качества учебно-воспитательного процесса в ВУЗе

 

Семенова Л.А.

кандидат педагогических наук

Инновационный Евразийский Университет

Бенчмаркинг как инструмент повышения качества учебно-воспитательного процесса в ВУЗе


В современном мире конкуренция приобретает глобальный характер. Казахстанское образование также ставит своей основной целью - достижение мировых стандартов. Создание системы регулирования качества обучения – один из важнейших приоритетов школьного образования. Следует отметить, что оценка качества образования не сводится только к тестированию знаний учащихся, она осуществляется в комплексе со всеми направлениями деятельности учебных учреждений.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе. От правильного их соотношения зависит успешность протекания процесса обучения. При анализе педагогического взаимодействия необходимо учитывать причины, повлекшие за собой то или иное развитие хода педагогического процесса, выявляя среди них особо важные. Для согласования всех действий, выполняемых участниками педагогического процесса, для успешности достижения образовательных целей, а также  проверки эффективности управленческих решений и используемых методик используется мониторинг. Мониторинг выполняет одну из таких главнейших управленческих функций как анализ достигнутых результатов, однако он проводится, как правило, внутри образовательного учреждения и не опирается на внешние достижения. Поэтому, мы считаем, что наряду с мониторингом необходим бенчмаркинг.

Термин "бенчмаркинг" в своем исходном смысле использовался в геодезии. Семантика термина "бенчмаркинг" отражает стандарт (уровень), с которым другие величины должны быть сопоставлены при измерениях.

Бенчмаркинг успешно используют и в общественном, и в частном секторах сферы услуг. Сегодня многие правительственные учреждения, больницы и университеты начали применять его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем.

Рассмотрим различные определения понятия «бенчмаркинг», которые, на наш взгляд, могут быть применены в образовательной системе.

«Бенчмаркинг это стандарт превосходства или достижения, против которого аналогичные вещи должны быть измерены или оценены» (Sam Bookhart, former manager of benchmarking at DuPont Fibers).

«Бенчмаркинг есть поиск для отрасли лучших практик, которые ведут к высшей производительности» (Robert C. Camp, a Xerox Corporation manager, author of Benchmarking: The Search For Industry Best Practices, and one of the foremost benchmarking experts at Xerox Corporation) [1].

«Бенчмаркинг может быть объяснен как систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высоко эффективного выполнения процедур, которые ведут к высшей производительности» [2].

Применительно к образовательной системе понятие «бенчмаркин», на наш взгляд, может быть объяснено как систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективных процедур, которые позволяют совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

В первом определении отмечено что «аналогичные вещи должны быть измерены или оценены». Мы считаем, что помимо измерения и оценки, должен осуществляться еще и мониторинг проведенных процедур.

Таким образом, мы предлагаем следующее определение образовательного бенчмаркинга - это систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективных процедур, мониторинг их применения, которые позволяют совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Хотя измерения от отправной точки являются необходимым условием поиска лидера, но лучшая практика может быть найдена только на основе сопоставления набора отметок, относительно которых сравниваются изучаемые объекты бенчмаркинга.

На наш взгляд, применение бенчмаркинга в системе образования является более сложным процессом, чем в производственной сфере, т.к. предполагает большее количество направлений изучения факторов, влияющих на позиции лидера. Однако, бенчмаркинг - это стимул к развитию у учебного заведения стремления к непрерывному совершенствованию, а также непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике.

Стандартный процесс бенчмаркинга можно представить с помощью моделей бенчмаркинга. Одна из них называется "Колесо бенчмаркинга" и состоит из ряда этапов: планирование, поиск, наблюдение, анализ, адаптация [3].

Мы предлагаем при проведении любого вида бенчмаркинга использовать следующий алгоритм:

  1. Определение объекта бенчмаркинга.
  2.  Выбор партнера по бенчмаркингу.
  3. Поиск информации.
  4. Анализ.
  5. Внедрение.
  6. Мониторинг.

На первом этапе устанавливаются потребности учебного учреждения в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности его деятельности; выделяются и изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается на сколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

На втором этапе необходимо установить, каким будет бенчмаркинг внешним или внутренним. Так же на этом этапе проводится поиск учебных учреждений, которые являются эталонными; устанавливаются контакты с этими учреждениями; формулируются критерии по которым будет производиться оценка и анализ.

Определив цели, следует начать поиск лучших предприятий. Подходящие партнеры должны быть не только первоклассными сами по себе, но и иметь по возможности высокую степень сопоставимости самих с собой. Этот процесс включает следующие шаги:

а) беглый обзор (от английского слова "to skim" - бегло прочитывать, пробежать глазами). На этой стадии осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собирают уже доступные данные.

б) приведение в порядок (от английского слова "to trim" - отделывать, шлифовать, приводить в порядок). В этой фазе, принимая во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся к этому моменту сведения.

в) выбор лучших (от английского слова "to cream" - снимать сливки). На этой стадии процесса выбирают партнеров, которых сочли подходящими [4].

Третий этап - поиск информации. Необходимо собрать информацию о своем предприятии и партнерах по бенчмаркингу. Для этого используются как первичные, так и вторичные данные. Полученная информация, должна быть всесторонне проверена.

Следующий, четвертый этап- анализ.

Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие результат.

На пятом этапе необходимо разработать план внедрения, процедуры контроля, оценивать и анализировать процесс внедрения.

По сути, пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам. Поэтому пятый этап плавно перетекает в шестой – мониторинг, который предполагает работу по схеме (рис.1):

 



 

 

рисунок 1-Этапы проведения мониторинга

Со знаниями о сильных и слабых сторонах конкуренции можно сделать важный шаг к созданию успешной стратегии развития. Равнение на лучших позволяет найти и развить потенциал самой организации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Robert C. Camp. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performance. — ASQC Quality Press, 1989.

2. Хэрри М., Шредер Р. 6 SIGMA. — М.: ЭКС МО, 2003. — 464 с.

3. Андерсен Б. Бизнес процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ. / На уч. ред. Ю.П. Адлер. — М.: РИА «Стан дар ты и ка че ст во», 2003. —272 с.

4. Голубева Т.Г., Елисеев О.Н. Бенчмаркинг, как эффективный инструмент управления организацией //Качество. Инновации. Образование. — 2002. — № 1.— С. 60—62.