Место и роль экологического образования в системе образования для устойчивого развития

 

 

Мельникова О.Ю.

кандидат биол. наук, доцент,

доцент кафедры экологии и естественнонаучных дисциплин АНО ВПО «Омский экономический институт»

 

Место и роль экологического образования в системе образования для устойчивого развития


 «Сегодня угроза выживанию вызвана быстрой деградацией природной среды вследствие человеческой деятельности. Эта угроза имеет глобальный характер и затрагивает все страны» — так звучит оценка сегодняшнего состояния взаимоотношения Природы и Человека, которая была дана на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г [2]. Как отмечает А.Д.Урсул, “на саммите Рио-92 главы государств и правительств 179 стран признали, что все завоевания цивилизации, включая рыночную экономику и демократию, без решения проблемы окружающей среды поставлены под угрозу исчезновения. Они могут исчезнуть в ближайшие десятилетия просто потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину экологической катастрофы” [8, с.36].  

В связи с чем, экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Обратимся к истории вопроса становления экологического образования в России.

До XVIII века в России представления о природе черпались преимущественно из литературы церковного содержания, сведений, изложенных монахами по разным переводам. Начиная с XVIII века, Екатерина II разрабатывает программу освоения природных ресурсов, в связи, с чем  вводится преподавание естествознания. В российскую школу пришел учебник, написанный академиком В.Ф. Зуевым – «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской Империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй».

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.) , А. И. Герцен (1844 г.) , Н. А. Добролюбов (1858 г.) , Д. И. Писарев (1861 г.) , Н. Г. Чернышевский (1863 г.).

 Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе [3].

В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране. Развитию программ и методики изучения природы, работе с детьми по овладению ими практическими природоведческими знаниями уделяли особое внимание А.Н. Бекетов, к. А. Тимирязев, К. К. Сент-Илер, А. Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Б. В. Всесвятский, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др. В течение длительного времени экологическое образование школьников связывалось преимущественно с приобретением ими знаний при изучении биологических и географических дисциплин. С другой стороны в бывшем СССР педагогам предписывалось выполнять методические установки, которые, "с позиций марксистского материализма, картезианства, формируют у школьников антропоцентрическое сознание" [1, с.58].

В 2002 году главы стран (Йоханесбург, 2002 г) приняли решение широко распространять гуманистические идеи Концепции устойчивого развития через национальные системы образования и просвещения. Этот вопрос так же прописан и в Экологической доктрине Российской Федерации в разделе «Экологическое образование и просвещение» отмечается, что для повышения экологической культуры населения целесообразно «включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса» [5].

С 2005 года ООН объявила Всемирное десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Россия подписала стратегию Европейской Экономической комиссии (ЕЭК ООН) образования в этой области.  Этот документ ориентирует подписавшие ее государства до 2015 года провести реформирование задач образования: «перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях» [7,с.12].

В процессе создания стратегии образования для устойчивого развития (ОУР) для Европы представители разных стран неоднократно обсуждали проблему соотношения экологического образования (ЭО) и ОУР. Очевидным признается, что понятие ОУР шире понятия ЭО, т.е. первое – социально более активный вид образования. Исходя их анализа информационных источников, можно выделить несколько определений образования для устойчивого развития, которые звучали в публикациях материалов различных саммитов, конференций и форумов, обсуждающих эти вопросы, а так же в статьях некоторых ведущих ученых.

  • Всемирный форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г). В опубликованных  в 2000 году «Дакарских  рамках действий»  образование рассматривается в качестве “компонента основной экономической и социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения устойчивого развития”.
  • Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханесбург, 2002). Образование для устойчивого развития представляет собой процесс обучения тому, как принимать решения, нужные для обеспечения долгосрочного будущего экономики, экологии и равенства всех сообществ.
  • Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования (Вильнюс, 2005.). В стратегии Европейской Экономической комиссии для образования в интересах устойчивого развития данная концепция рассматривается как обширная  и всеобъемлющая, охватывающая связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы.
  • Урсул А.Д. Описывает образование для устойчивого развития как переход от традиционно-линейного педагогического мышления  к новому инновационно - образовательному  процессу, которое базируется не только  на прошлом опыте человечества, но и учитывает новые открытия [9]. 
  •  Садовничий, В.А., Касимов, Н.С Образование для устойчивого развития предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и др.видов образования к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды [6].  

 Несмотря на то, что понятие ОУР гораздо шире понятия экологического образования (ЭО), очевидно, что практика и продвижение ОУР во многом зависят от усилий преподавателей, занимающихся вопросами экологического образования [4]. При продвижении ОУР не следует преуменьшать важность качественного экологического образования, что отмечалось в исследовании, проводимом консорциумом НПО (Эко-Согласие, Россия; “Living Earth Foundation”, Соединенное Королевство; “Borrowed Nature”, Болгария) под эгидой Европейского ЭКО-Форума для Целевой группы по ОУР в  феврале 2004 г [10].  

Обобщая все вышесказанное, основой ОУР охватывающего связанные между собой экономические, социальные и экологические проблемы должна стать экологическая составляющая, так как отражает широкий круг вопросов устойчивого развития.  

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ЭКОНОМИКА

ОБЩЕСТВО

Изменение неустойчивых моделей производства и потребления на новые технологии

Искоренения нищеты и обеспечения справедливости демографической политики

Правильное использование природных ресурсов

Жизнь в гармонии с природой, ответственность перед будущими поколениями

Открытые экономические системы, основанные на справедливых рыночных условиях

Сотрудничество между государствами в отношении законов, информации, науки

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в свете современной цивилизационной парадигмы формирование системы экологического образования и воспитания становится наиболее адекватной моделью нового типа образования, ибо предполагает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие личности. При этом главная задача научно-образовательной деятельности – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Мы рассматриваем систему экологического образования как основу ОУР.

Примером практической реализации стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития на региональном уровне является система экологического образования студентов АНО ВПО «Омский экономический институт» при подготовке управленческих и экономических кадров. Выпускник должен четко осознавать свою ответственность при принятии профессиональных решений, так как от этого зависит будущее региона  и всего человечества в целом. Глобальные вопросы решаются, прежде всего, на локальном уровне. 

Структурно-функциональная модель системы экологического образования и воспитания базируется на деятельности научно-исследовательского центра экологии и технологии продуктов питания (НИЦ) как комплекса, координирующего решение научных, образовательных, культурно-просветительских и других задач. Центр как координационно-методическое образование ведет отслеживание формирования системы непрерывного экологического образования и воспитания в институте. Схематически принципы работы Центра представлены на рис. 1.

Данный инновационный подход при решении задач формирования образования для устойчивого развития (использование различных форм, методов работы как аудиторной, так и внеаудиторной, создание в вузах научно-исследовательских центров для развития экологического мировоззрения) может быть применим и в других вузах с учетом особенностей региональной экономики.

 

 

Список использованной литературы

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996 - 480с
  2. Коптюг В.А. Итоги конференции ООН по окружающей среде и развитию [Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992г.] / Коптюг В.А.// Мир науки. - 1992. - Т.36, N 4. - С.1-7
  3. Мурманцев B.C., Мишевцева Э.П. "Распалась цепь времен..."(к истории экологической мысли вРоссии)//Вестник высшей школы,1989, N6, с.31-34.)
  4. Пономарева Л.И. Устойчивость и кризисность как факторы развития эколого-валеологических образовательных систем. /Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 62. № 1-2. С. 141-148
  5. Российская Федерация. Правительство. Экологическая доктрина Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 31.08. 2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 36. – Ст. 3510.
  6. Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России.// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – № 4 (29). – 2006. – С. 3-9
  7. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития: офиц. текст. Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. Вильнюс, 2005 с.12
  8. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. -М., 1998.- С. 36
  9. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Становление ноосферной науки и устойчивое развитие // Безопасность Евразии.- № 4- 2004. С. 13- 17
  10. Электронный ресурс: Эко-Согласие. Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития http://www.ecoaccord.org/edu/InterimReport-Rus-Final.htm