Курс «Основы современного медиазнания» как основа медиа образовательной компетенции студентов вузов

 

Инновации в области образования

Гончарова Татьяна Михайловна

Соискатель

Челябинский государственный педагогический университет

 

Курс «Основы современного медиазнания» как основа медиа образовательной компетенции студентов вузов


Появление информационных технологий, а также вхождение России в единое Европейское образовательное пространство требует модернизации содержания образования, следовательно, необходимы изменения образовательных целей учебного процесса, которые в соответствии с социальным заказом, должны быть направлены на формирование и развитие способностей учащегося к работе с информацией. Результатом педагогического процесса становится медиакомпетентная личность, способная максимально использовать медийные технологии в самообразовании и саморазвитии. В связи с подключением к Болонской декларации [1,с.24], на сегодняшний день ключевыми понятиями в педагогической науке являются «компетентность» и «компетенция».

Анализ научной литературы [2;3;4;5] и собственный опыт работы позволили нам разработать и реализовать в образовательном процессе высшей школы курса по выбору «Основы современного медиазнания».

Потребность в реализации данного условия связна со сложившимся в образовательном процессе высшей школы противоречием: с одной стороны, знания, умения и навыки в области  медиазнания являются необходимым условием формирования общей профессиональной культуры и обеспечивают развитие личности выпускника как полноправного члена гражданского общества,  а с другой  стороны, формированию медиазнаний в высшей школе уделяется недостаточное внимание. С помощью теоретико-экспериментального исследования доказано, что курс, нацеленный на формирование медиакомпетенции студентов вуза значительно повышает уровень общей профессиональной культуры гражданина.

Данный   курс  лекций имеет целью сформировать у студентов представление о  теоретической и практической работе, с медиа источниками. Знакомство с  теоретическим  материалом осуществляется на лекционных занятиях, важное значение имеет также самостоятельная работа студентов, когда они имеют возможность разобраться в теоретическом материале курса на практике. Семинарские занятия служат для обсуждения итогов самостоятельной работы студентов.

При разработке  курса  в качестве основного метода обучения нами был выбран метод целесообразно подобранных задач. Суть его заключается в следующем:

 -деятельность преподавателя заключается в построении системы задач, причём выполнение каждой задачи основывается на выполнении предыдущей и направлено на разрешение сформулированной проблемной ситуации;

 - деятельность обучаемых заключается в разрешении некоторой проблемной ситуации, сформулированной преподавателем;

 - взаимодействие преподавателя с обучаемым заключается в том, что обучающий может «вмешиваться» в деятельность обучаемого (если это необходимо) при формулировании каждой задачи или в ходе её решения.

Курсу по выбору  «Основы современного медиазнания», разработанному нами,  в образовательном процессе высшей школы отводится  генерализирующая роль в процессе формирования   медиакомпетенции  будущего специалиста. Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами  общекультурного блока, а также с дисциплинами предметной подготовки. Таким образом, этот курс способствует обобщению полученных знаний в области медиакомптенции в рамках изучения вышеназванных дисциплин, он закладывает основу профессионального роста будущего специалиста.

Общий объём курса по выбору «Основы современного медиазнания» составляет 26 часов аудиторных занятий для студентов 2 курса (2 семестр), которые распределены на 13 недель: 1 занятие в неделю по 2 часа, всего 26 часов. Теоретические занятия занимают 13 часов, практические – 13 часов. Практические занятия должны быть организованы по ходу изучения теоретического материала спецкурса.  При этом практическая работа проводится после изучения соответствующей темы или предшествует ее изучению. Подобные структурные изменения могут быть внесены самим преподавателем.

Содержание предлагаемого курса составили следующие разделы:

1.       Современные медиа. Общие сведения, классификация, структура. Их роль в жизни общества и профессиональном становлении личности. История создания медиа: от наскальных рисунков до посткомпьютеров – айпадов. Лекция -  2 часа.

2.       Проблемы использования медиатехнологий на современном этапе. Пропаганда, реклама, НЛП-технологи, компьютерные тролли и боты, мошенничество, плагиат  и другие особенности работы с медиа. Лекция - 2 часа, практическое занятие -  2 часа.

3.       Компьютерные и видео презентации как  эффективное средство представления информации. Лекция - 1 час, практика - 2 часа.

4.       Голосовое и видеообщение в интеренете: лучший способ обмена необходимой профессиональной информацией. Лекция - 1 час, практика -1час.

5.       Все информационные возможности электронной почты, ICQ и социальных сетей. Лекция - 1 час, практика  - 2 часа.

6.       Форумы, чаты и блоги как средство профессионального роста. Лекция  - 2 часа, практика – 2 часа.

7.       Правила общения в сети: сетикет, специфический язык сети, сокращения и аббревиатуры,  смайлы. Лекция – 2 часа, практика – 2 часа.

8.       Информационные интернет-ресурсы: как искать, находить и размещать необходимую профессиональную информацию. Лекция – 2 часа, практика – 2 часа.

Литература:

  1. Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. – 2003. – № 48 (473)
  2. Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов//Медиаобразование. 2005. - N 1. –с .77-80.
  3. Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»//Медиаобразование. 2005. N 6. - сС.78.
  4. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура//Высшее образование в России. 2005. N 6.  - с.134-138.
  5. Лоянич А.А. Жизнь Online. – М.:Эксмо. 2008. – с.265-308