ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

Фомина Т.Ю.

кандидат исторических наук,

руководитель лаборатории «Научно-методическое

сопровождение образовательной деятельности

учреждений дополнительного образования,

ДШИ и СПО соответствующего профиля»

Набережночелнинский институт социально-

педагогических технологий и ресурсов 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА

В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Музыка является одним из уникальных средств, способствующих формированию высоких нравственных качеств личности ребенка, воспитанию культуры человеческих чувств, эмоциональной отзывчивости, креативного мышления. Поэтому в современных условиях технического прогресса и компьютеризации возрастает значение хорового искусства в формировании культурного пространства общества, в сохранении многовековых культурных традиций народа. Следовательно, образовательный процесс должен быть направлен на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени. Он должен обеспечивать адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявлять и поддерживать одаренных и талантливых детей.

Однако решение данной задачи невозможно без профессионализма и методической грамотности педагогического состава. Важнейшим параметром успешности деятельности педагога является степень эффективности организации учебного процесса. В современных условиях одним из основополагающих принципов образовательного процесса является компетентностный подход, который предполагает не только формирование глубоких теоретических знаний, но и безусловную навыковую составляющую. Он позволяет с одной стороны обеспечить необходимое качество образовательного уровня, с другой - четко отследить результаты процесса обучения по заданным критериям.

Опыт использования компетентностного подхода в системе дополнительного образования детей свидетельствует о его высокой эффективности и результативности. В рамках образовательной деятельности Детской музыкальной школы процесс формирования компетенций предполагает длительную и планомерную работу педагога и учащегося. Начальный уровень формирования профессиональных компетенций предполагает воспроизведение учащимися музыкальных терминов, нотного текста и общих характеристик музыкального произведения, сообщенных ему преподавателем. Этот этап неизбежен в силу специфики музыкального искусства, основы которого до начала обучения в Детской музыкальной школе учащимся, как правило, неизвестны. Однако главной задачей преподавателя является обеспечение условий, в которых учащийся может продемонстрировать понимание учебного материала, перефразируя объяснение учителя своими словами и акцентируя внимание на наиболее значимых аспектах. Это свидетельствует о глубоком мыслительном процессе, об осознании учащимся важнейших исполнительских задач в работе над музыкальным произведением.

Неоценимую помощь в организации более результативной работы могут оказать предложенные учащимся алгоритмы учебных действий, например, разбора нотного текста хорового произведения. Особое внимание в условиях внедрения компетентностного подхода необходимо уделять анализу музыкального материала, как в процессе разучивания произведения, так и последующей работы над ним. При разборе нотного текста важно совместно с учащимися определить тональность, размер, форму, стиль, выявить логику музыкального развития, сравнить с ранее разученными произведениями. Все эти знания в синтезе позволят учащимся сформировать целостный музыкальный образ и убедительно воплотить его в исполнении. Степень освоенности алгоритма легко проверяется в ходе исполнения музыкального произведения и корректируется в ходе индивидуального опроса. Особенность хорового исполнительства позволяет скорректировать недостатки звучания каждого участника коллектива. Коллективное музицирование имеет огромный обучающий потенциал, предоставляет возможность повторить скопировать звучание или технический прием исполнения за звучащим хором.

Очень важно чтобы освоение алгоритмов стало частью образовательного процесса, однако они являются лишь средством, набором инструментов для воплощения коллективных творческих замыслов. Педагогу необходимо лишь направлять этот творческий поиск. Алгоритмы должны отражать в первую очередь практические аспекты исполнительства. Как определить форму музыкального произведения или его кульминацию. Либо какой вид дыхания или тип звукоизвлечения использовать для передачи характера музыки, особенностей ее сюжета. При этом каждый исполнитель в хоровом коллективе вовлечен в творческий процесс поиска, причастен к созданию целого.

Важным моментом при работе над музыкальным произведением является система самооценки учащимися качества собственного исполнения. На начальном этапе обучения она может носить обобщенный характер – настроение звучания, кульминации штрихи и т.д. В старших классах – приемы звукоизвлечения, особенности стиля композитора, целостность формы и т.д. В рамках разновозрастного коллектива это прекрасная возможность взаимообучения детей, когда опыт и грамотность детей старших классов эффективно повышают исполнительский уровень коллектива. В этих условиях для формирования навыка самооценки учащегося большую роль играет грамотность педагогического оценивания со стороны учителя.

Реализация компетентностного подхода предусматривает отслеживание личностных, метапредметных и предметных результатов учебного процесса. Успешность музыкального образования в целом прослеживается в метапредметных показателях, таких как стремление оформить свои впечатления средствами музыки, способность облекать музыкальный замысел в адекватную форму, познавать себя и прежде неведомые стороны действительности.

Результатом освоения предметных знаний, умений, навыков и компетенций является способность вступать с композиторами в заочный диалог, опосредованный произведением, то есть воспринимать нотный текст как воплощение авторского замысла и вырабатывать собственное отношение к нему, коллективно избирать форму исполнения, обоснованную содержанием.

Следовательно, компетентностный подход, нацеленный на формирование у учащихся навыка самостоятельного освоения учебного материала, приведет к более глубокому осмыслению творческого процесса, а в конечном итоге, повышению качества профессионального музыкального образования. Изложенный нами опыт может быть использован в педагогической деятельности руководителей профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, в системе повышения квалификации педагогов музыкальных образовательных учреждений.