ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

 

 

Девтерова З.Р.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры иностранных языков

 факультета информационных систем в экономике и

юриспруденции Майкопского государственного

 технологического университета

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

 

В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для России и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития и военного  строительства в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования

Процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации сопровождается развитием и совершенствованием информационной техники и технологии. В обществе создаются материальные и организационные предпосылки для развития единой информационной образовательной среды, способствующей овладению учащимися основами информационной культуры, создающей условия для модернизации содержания образования, развития новых образовательных технологий. Одной из ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является всемирная сеть – Интернет [6].

Объединение компьютеров в единую сеть Интернет и объединение всех информационных материалов в единую сеть документов Всемирной паутины ведет к колоссальному уплотнению информационной сферы. На этом этапе технического развития уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде, когда владение компьютером и умение пользоваться Интернетом становятся важнейшими элементами профессиональной подготовки специалистов любого профиля.

Образование, соединяясь с наукой и культурой, концептуально задает конструкты будущего. Развивая самого человека, оно формирует научно обоснованную прогностическую модель мира, в котором ему предстоит жить. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования [4].

Развитие современных информационных технологий и телекоммуникационных средств, общедоступность мировых информационных ресурсов, создает новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования – одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. В Концепции отмечается, что ЕСДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения, так как она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует развитию непрерывного образования населения [2].

Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым, обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Обучающийся обретает уверенность и испытывает положительные эмоции от возможности пользоваться современными достижениями техники и обширными информационными ресурсами [1]. 

В системе дистанционного образования могут в полной мере применяться традиционные организационные формы обучения, такие, как лекции, семинары, экзамены, зачеты и др. В то же время, наличие и развитие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новых форм организации обучения. В современных информационно-образовательных средах они имеют свои особенности, трансформируются в части их организации и в сфере психологического состояния обучающихся. За ними можно оставить прежние названия с добавлением приставки электронные (Э - лекция, Э - семинар и т.д.) [6].

Электронные лекции. Следуя принципу преемственности и эволюционности, будем базироваться на определении классической лекции. Это одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а обучающиеся слушают и записывают содержание лекции, в отдельных случаях задавая вопросы, на которые преподаватель отвечает.

Применение современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего телевидения и Интернета, повысило потенциал лекций и, по нашему мнению, если не полностью, то в значительной степени сняло критику оппонентов в адрес лекционной формы учебных занятий. В информационно-образовательных средах электронные лекции могут быть текстовыми, звуковыми, визуальными. Они могут проводиться в реальном (on-line) и нереальном «отложенном» времени (off-line), фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется, чаще всего, телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения лекционных занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на коллективный экран, и для фронтального варианта, когда студенты могут коллективно присутствовать на виртуальной лекции, проводимой в реальном времени.

Электронные консультации. Это – форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации могут проводиться в разных видах (письменные и устные), а также с использованием различных технических средств, например по телефону, электронной почте и др. В организационном плане они могут проводиться по составленному заранее расписанию. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводится в реальном времени (чат) или отложенном времени. Среднее число студентов при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «очереди».

Семинары. Семинары в системе дистанционного обучения могут проводиться с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видео-семинары ничем не отличаются от традиционных, т. к. участники процесса видят друг друга на экранах компьютеров. Семинары, проводимые с помощью телеконференций (при письменном общении), могут называться «виртуальными семинарами», т.к. участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в «нереальном масштабе времени» (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. При проведении сетевых семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, более предпочтителен режим off-line. Педагогическая эффективность применения таких семинаров высока.

Электронный проект. Проект – это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые. Курсовой проект, который выполняют студенты по многим дисциплинам, является частным случаем индивидуального задания, его разновидностью. Основные характеристики проекта: единичность, комплексность, новизна, временные ограничения.

Среди проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Творческие не имеют детально проработанной структуры. Форма представления: совместное сочинение, газета, видеофильм.

Информационные направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, на ее анализ и обобщение фактов. Структура представляет собой предмет информационного поиска, поэтапность  поиска, аналитическую работу над собранными фактами, выводы.

Практико-ориентированные – предполагают четко обозначенные результаты, решение какой-либо проблемы. Как правило, они ориентированы на интересы самих участников (проект закона, словарь, рекомендации и др.).

Практические занятия и лабораторные работы. Одним из важных элементов любой системы образования, в том числе и системы дистанционного образования, является получение обучаемым необходимого объема практических навыков в конкретной предметной области. Это обуславливает качество полученного образования и конкурентоспособность выпускников вуза.

Специфика методики проведения практических занятий в компьютерном классе состоит в том, что используются возможности нескольких видов:

-         показ на экране компьютера каких-либо демонстрационных фрагментов (лекция);

-         контроль усвоения материала предыдущих занятий (зачет);

-         решение на компьютере конкретных задач (поиск, обработка, моделирование и т.д.);

-         обсуждение результатов решения (семинар).

При этом преподаватель должен обеспечить сочетание групповой формы проведения занятия с индивидуальной работой студентов за компьютером.

Педагогический контроль. Для дистанционного обучения организация контроля учебной деятельности чрезвычайно важна. От степени достоверности полученных результатов контроля зависит не только эффективность процесса обучения, системность образования, но и стратегия управления качеством педагогических технологий в будущем, их успешная интеграция с новейшими информационными технологиями, на которых, строится весь процесс дистанционного обучения. Особенностью контроля в сетевом обучении является необходимость в дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения [5].

Выход из этого положения зависит от конкретных форм реализации образовательной программы. В некоторых случаях, когда слушатели мотивированны на получение квалификации, а не только квалификационного документа, система контроля обеспечивает самоконтроль как элемент образовательной технологии. Такое отношение к учебе складывается на Западе, где образование и образованность осознаются как личное достояние, как собственность. Такое же отношение просматривается и в России. Тем не менее, проблема необходимости идентификации обучающегося все же остается.

Качество усвоения студентами учебного материала, как в сетевом, так и в традиционном процессе, можно характеризовать по следующим уровням: уровень представления, уровень воспроизведения, уровень умений и навыков, уровень творчества. Видами контроля являются экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. При этом в дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль – как для самопроверки, так и для итогового контроля [3].

Таким образом, в системе дистанционного образования могут в полной мере применяться традиционные формы обучения, такие, как лекции, семинары, контрольные мероприятия с учетом специфики обучения в информационно-образовательной среде. Наличие и развитие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициируют появление новых форм организации обучения в информационно-образовательной среде дистанционного образования.

Литература

1. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. – 3- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России - М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995 - 24 с.

3. Лобачев, С.Л., Солдаткин, В.И. Российский портал открытого образования: проблемы и перспективы. – М.: МГИУ, 2002. – 324 с.

4. Лурье, Л.И. Знаково-символические основания педагогического процесса // Сибирский педагогический журнал. (научно-практическое издание) № 8 – Новосибирск, 2010. С. 33-46

5. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.]; под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академии», 2008. – 400 с.

6. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие /Отв. редактор В.И. Солдаткин. - М.: Высшая школа. 2003.-792 С.