КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПОДГОТОВКЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - КАЗАХОВ

 

 

 Калымбетова Н.П.

Старший преподаватель

Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати

 

 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ  В ПОДГОТОВКЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

 РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ - КАЗАХОВ

 

Обучение, построенное на  использовании  возможностей новых технологий,  формирует новый вид познавательной активности  студента - открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Компьютерные программы, которые наиболее часто используют преподаватели при подготовке к занятиям, а студенты во время самостоятельной работы – MS Power Point, Windows Movie Maker.

 Презентация Power Point состоит из нескольких слайдов, хранящихся в одном файле, и может содержать неограниченное число слайдов. Слайды могут содержать: текст, рисунки, таблицы, диаграммы, графические объекты, видеофрагменты, звуковые объекты.  

На каких   этапах  занятия наиболее целесообразно  применение слайд – презентаций? На наш взгляд, это зависит от целей и задач, которые ставит преподаватель, но чаще всего на таких этапах, как объяснение нового материала,  закрепление полученной информации, обобщение изученного материала или создание проблемной ситуации. Опытный преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность  преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

При создании презентации необходимо руководствоваться  следующими   принципами:  

- слайды презентации эффективнее  использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации;

- отбор материала для презентации должен соответствовать принципам   доступности, наглядности;

- слайды нельзя перегружать текстом, можно разместить короткие тезисы, даты, сложные термины;

- наиболее важный материал лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

В условиях кредитной технологии обучения много внимания  уделяется самостоятельной работе студентов в процессе приобретения знаний, формирования информационных, коммуникативных  умений и навыков.  

 Выполнение     заданий для СРС в виде  презентаций, иллюстрация выступлений на  конференциях, защита  курсовых и дипломных проектов с помощью возможностей программы  Power Point способствует достижению основной цели современного образования – обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

 Рабочая  программа  курса русского языка для казахских групп неязыковых вузов   предусматривает выполнение  заданий СРС.  Студенты  казахских групп ТарГУ,  выполняя задания  самостоятельной  работы по русскому языку, занимаются разработкой  презентаций по различным речевым темам.Творчески  относясь  к выполнению  самостоятельной работы они: записывают   комментарий в стихах  или музыкальный комментарий к  презентации «Природа – наша боль и забота», создают рекламные презентации на тему «Моя специальность», презентации – экскурсии на тему «Город, в котором я живу», «Астана - столица Казахстана»  с  комментарием  собственного сочинения. Изучая научный стиль речи,  студенты составляют презентации, иллюстрирующие процесс проникновения иноязычной лексики в современный русский язык,  создания терминологической лексики.

Видеофрагменты и видеоролики можно широко применять на уроках и внеклассных мероприятиях. Они оживляют учебный процесс, переключают внимание  на занятии, позволяют активизировать  познавательную деятельность обучающихся. Для создания видеороликов нами используется стандартная программа Windows Movie Maker. Данная программа помогает создавать слайд-шоу из фотографий, видеороликов и изображений, оформленное  переходами и видеоэффектами. Имеет возможность наложения на слайды текстов, наименований и титров к фильму, появляющихся и исчезающих в виде анимационных спецэффектов, звуков с помощью микрофона и музыки из файла на компьютере. Имеет функции изменения и подборки шрифтов, цвета текста и фона.

Так силами студентов созданы различные варианты видеороликов на темы: «Мой университет»,«Студенческий досуг», «Моя будущая профессия», «Праздники народов мира», «Экспресс-интервью» и другие.

С помощью программы Windows Movie Maker учитель сам может смонтировать свой учебный фильм из фрагментов одного или нескольких фильмов. Описываемая программа позволяет «резать» фильмы на фрагменты, убирать совсем или изменять звуковую дорожку, варьировать темп показа видео и использовать другие функции.  Кроме того, после проведения открытого занятия или мастер-класса преподаватель может создать видеоролик-презентацию о проведенном мероприятии для показа на семинаре или конференции.

Успешность использования электронных учебных презентаций в процессе обучения не подлежит сомнению. Однако мы должны помнить, что  презентация на  лекции или практическом занятии должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.

Литература

1. Павлова Т.В., Туманова А.Б. О применении новых технологий в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов. //Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение. Алматы, 2003, стр. 340-345.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы,   перспективы использования. М., 1994, - 50 с.

3. Устемиров К.У. ,ШаметовН.Р., Бакиров Р.Т. Современные образовательные технологии и технические    системы обучения.// Методическое пособие. Алматы, 2006, -100 с.