КОМПОНЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ПОД-СЕКЦИЯ 10. Управление персоналом

Любенкова Е.П.,

доцент, кандидат экономических наук, ГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

Новосельцева А.П.,

кандидат географических наук, ГБОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

 

КОМПОНЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

В современных условиях в развитых странах с рыночной экономикой придается огромное значение инвестициям в человеческий капитал, повышающим качество и производительность ресурса труда и включающим затраты на образование, здравоохранение, а так же повышение мобильности работников. К сожалению, ограниченность финансовых средств и инвестиционных ресурсов в России обусловливает то, что вложения в развитие человека все еще рассматривается как некая альтернатива повышения эффективности производства, а не как средство ее повышения, в отличие от зарубежных стран, в которых уже приняли на вооружение концепцию «человеческих отношений» в производстве.

Человеческий капитал в современной интеллектуализированной экономике неоднороден. Рассмотрим подробнее основные компоненты человеческого капитала.

Интеллектуальные ресурсы личности — это сформированные в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека. Интеллектуально богатыми являются люди, которые демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей общей и профессиональной подготовкой, хорошими тактическими способностями, умеют принимать правильные решения стоящих перед ними проблем и обеспечивать их выполнение. Каждое из этих свойств может быть разложено на составляющие компоненты.

Биофизический капитал — это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые в контексте способности к созданию стоимости. Можно привести немало примеров, когда именно этот вид ресурсов является не только доминирующим, но и весьма дорогостоящим. Так, для профессиональных баскетболистов одним из ключевых компонентов их человеческого капитала является, как правило, рост. Существуют люди, например актеры-карлики, извлекающие доход из аномалии своего физического развития. Велико значение опосредованного влияния биофизических ресурсов как естественного, природного ограничения профессиональных возможностей личности (возраст, пол, состояние здоровья). Поэтому закономерно, что сегодня практически все исследователи рассматривают затраты на здравоохранение как инвестиции в человеческий капитал [1, с. 21].

Другим важным компонентом человеческого капитала являются социальные ресурсы личности, то есть заложенный в человеке потенциал социального взаимодействия, его включенность в определенную социальную среду. В течение долгого времени социальные ресурсы личности определялись преимущественно происхождением человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе. Любой гражданин Древнего Рима имел право на хлеб и зрелища, которые стали неотъемлемой частью экономики того времени: хлеб нужно было растить, для зрелищ нужны были Колизей, гладиаторы и львы. Иными словами, социальный капитал, являясь принадлежностью человека, не был обусловлен его индивидуальными заслугами, а был связан с экономикой скорее в потребительском, чем в созидательном плане.

Различные виды человеческого капитала и средства их формирования взаимодействуют. Долгое время базой социального капитала было богатство в натуральной или денежной форме. Наряду с этим фактором большую роль в формировании социального капитала играло и играет образование, обеспечивающее социализацию личности. Образование дает не только знания и умения, составляющие основу интеллектуального капитала, но и определенный престиж в обществе, причем тем больший, чем большим социальным капиталом обладает соответствующее образовательное учреждение. Сегодня все более отчетливо прослеживается обратное воздействие, например участие в добровольческой деятельности (волонтерство), спонсорство, благотворительность оказывают влияние на экономические результаты, интеллектуальную или политическую карьеру.

Эффективность использования человеческого капитала в производстве в значительной степени зависит от факторов общественной среды. Связь между уровнем богатства страны и качествами ее народа была раскрыта в начале XX века Максом Вебером в известной работе «Протестантская этика и дух капитализма». [2, с. 1,2]

Концепция эффективности труда –  это система факторов являющихся, основополагающими в развитии человека в процессе трудовой деятельности. Они включают в себя как гуманизацию труда, так и повышение качества трудовой жизни и развития человеческого потенциала. На уровень и динамику эффективности труда влияет совокупность факторов, а также внешних условий, усиливающие или ослабляющие их действие. Особое значение для повышения эффективности труда на предприятии имеют внутренние факторы: материально- технические, организационные, социальные, а также изменение масштабов производства. Немаловажное значение имеют и внешние частично регулируемые факторы, такие как изменение структуры и ассортимента продукции под воздействием рыночной конъюнктуры и уровень внешних поставок.

Производительность (эффективность трудовой и производственной деятельности) труда изменяется под влиянием множества факторов, способствующих ее повышению или снижению. Под факторами в данном случае следует понимать движущие силы или причины, оказывающие воздействие на уровень и динамику производительности труда.

Выделяют также условия для изменения производительности труда – это процессы и явления, ослабляющие или усиливающие действие того или иного фактора. К ним можно отнести:

-          природно-климатические условия, имеющие существенное значение для сельского хозяйства, ряда добывающих отраслей;

-          особенности налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, инвестиционной, структурной экономической политики государства;

-          определяющие финансовые возможности и экономическую отдачу инвестиций в расширение и техническое перевооружение производства;

-          особенности проводимой государством промышленной политики (уровень расходов на научные исследования, стимулирование частных инвестиций в инновационные проекты, уровень расходов на образование);

-          особенности социальной политики (проводимые в жизнь концепции занятости, доходов и социальной защиты населения, развития человеческого потенциала страны);

-          стабильность и предсказуемость политической ситуации [1, с. 32].

Также существуют регулируемые факторы, к которым обычно относят внутренние факторы, объединенные по своему содержанию и сущности в три основные группы:

-          материально-технические, связанные с техническим уровнем производства, совершенствованием технологий, техники, применяемых материалов;

-          организационные, характеризующие организацию труда, производства и управления;

-          социально-экономические, относящиеся к человеческому компоненту производства – качеству работников, их мотивированности и удовлетворенности трудом [3, с. 15].

Регулируемые факторы оказывают на производительность труда опосредованное воздействие. Так, повышение благосостояния работников, изменения в системе оплаты труда могут оказать влияние на производительность через повышение удовлетворенности трудом, рост заинтересованности в его результатах.

К регулируемым факторам относят большинство социально-экономических факторов. Их можно разделить в зависимости от того, требует ли они привлечения дополнительных инвестиций. Так, использование материально-технических факторов, как правило, требует существенных капиталовложений. Надо отметить, что в зависимости от финансового положения предприятия, возможности привлечения внешних инвесторов, получения долгосрочных кредитов, регулируемые факторы, требующие инвестиций, могут перейти в разряд частично регулируемых, а порой и нерегулируемых.

Все организационные факторы тесно взаимосвязаны и представляют собой единую систему труда, производства и управления. Особенности их воздействия на производительность труда заключается в существенном влиянии на использование совокупного фонда рабочего времени, позитивное воздействие проявляется в сокращении его потерь и нерациональных затрат.

Организационные факторы выступают как экстенсивные (число отработанных часов возрастает). Однако они же ведут к снижению трудоемкости производства продукции, его обслуживания и управления, улучшению использования оборудования, более рациональному расходованию инструмента, сырья, материалов, сокращение брака и повышение качества продукции и в этом аспекте являются интенсивными факторами повышения производительности труда [2, с. 4].

Совершенствование материально-технической базы производства, внедрение организационных новшеств происходит в результате активной трудовой деятельности людей. Движущей силой здесь выступает интерес к достижению определенного результата, что, в свою очередь, позволяет удовлетворить материальные и социальные потребности участников экономической деятельности. Кроме заинтересованности, все они должны обладать определенным уровнем профессиональной подготовки и общего развития, необходимыми личными качествами, здоровьем, что предопределяется социальными факторами.

Организационные факторы производительности труда во многом определяют степень реальной экономической отдачи материально-технических факторов.

Таким образом, качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки можно рассмотреть как человеческий капитал. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимых для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассмотреть как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными только если принесут отдачу, окупятся, т. е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов. Для эффективности инвестирования в человеческий капитал необходимо проводить постоянное обучение и развитие персонала. К числу таких совершенствований обычно относят форсированное развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Естественно, что постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал.

Особенности процесса приобретения и использования знания определяют связь индивидуума с организацией, интеллектуальный капитал которой он формирует. С одной стороны, работник нуждается в организации, особенно в силу продолжающейся специализации знания, которое может быть применено только в организации и через организацию. С другой стороны, работник квалифицированного труда, знания и умения которого образуют его уникальный капитал, значительно отличается от обычного промышленного рабочего. Его капитал (знания) и средства производства (интеллектуальные инструменты анализа, синтеза, моделирования и т. п.) ставят его в положение внутреннего предпринимателя.

Литература

  1. Каз, М.С. Динамика экономического знания и мотивация труда: Учебное пособие [Текст] / М.С. Каз. –  МО  РФ Томский государственный университет, 2003. - 352 с.
  2. Климов, С.М. Ваш человеческий и социальный капитал [Электронный ресурс] / С.М. Климов. - http://www.elitarium.ru.
  3. Рощин, С.Ю., Разумова, Т.О.Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие [Текст] / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. – М.: ИНФА-М, 2001. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).