РОЛЬ ВУЗОВСКИХ КАФЕДР ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СЕКЦИЯ 7. ЖУРНАЛИСТИКА
Кунгурова О.Г.
Профессор, кандидат филологических наук, Костанайский государственный
университет, Республика Казахстан
РОЛЬ ВУЗОВСКИХ
КАФЕДР ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности человека, особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
- владение навыками работы с различными видами информации;
- умение найти и представить информацию в сети Интернет.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно считать таковые:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых находится рефлексирующий человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание необходимости духовного саморазвития и самореализации личности;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Проблема организации работы с информацией наиболее актуальна в настоящее время на этапе активного становления личности – то есть в школьной среде. Обозначенные компетенции активно и продуктивно сегодня формируются в рамках деятельности школьных СМИ.
В современном Казахстане огромное количество школ выпускает свои периодические печатные издания, создает сайты, собственное радио, телевидение, медиа-центры. Поэтому не будет преувеличением сказать, что казахстанские школьники имеют свои средства массовой информации, что представляет собой значительный информационный пласт в медийном пространстве страны.
Однако комплексной и структурированной системы в сфере школьных СМИ в Республике Казахстан нет: они разрознены, информационно замкнуты и изолированы, большей частью профессионально несовершенны, испытывают проблемы правового, экономического характера. Нет и исследований, направленных на изучение проблем, систематизацию и разработку организационной и профессиональной поддержки казахстанских школьных СМИ, роли школьных медиа в профессионализации учащихся.
Малочисленны, стихийны и научно не исследованы в РК попытки взаимосвязи университетских кафедр журналистики и школьных медиа-изданий. Школьным СМИ Казахстана необходим не только научный анализ, но и возможность объединения их в единое информационное пространство, но и практическое совершенствование их деятельности, повышение качественного уровня, стимулирование развития, активизация процесса профессионализации старшеклассников.
Однако социализация и профессионализация старшеклассников посредством совершенствования деятельности школьных медиа, создание единого информационного пространства школьных СМИ, выявление, систематизация, научное изучение, совершенствование и координация их действий, развитие информационно-нравственной компетентности учащихся, на наш взгляд, невозможно без комплексного решения ряда задач. Обозначим основные:
- Требуется разработка методов выявления и совершенствования задатков журнализма у учащихся средних школ Казахстана.
- Необходимо исследование проблем и тенденций развития школьных СМИ и возможных путей создания единой информационной базы данных об их деятельности.
- Насущна потребность в проведении мониторингов методов, приемов и условий работы школьных редакционных коллективов.
- Желательна подготовка и выпуск каталога-путеводителя школьных СМИ Казахстана.
- Требуется структурирование баз данных о состоянии школьных СМИ РК.
- Назрела необходимость в проектировании, составлении и издании методических пособий для школьных издателей, разработки рекомендаций, направленных на повышение профессионального уровня школьных СМИ в РК.
Что же касается непосредственных практических действий университетских кафедр журналистики, то наверняка начать надо с создания и апробации механизмов организационной и профессиональной поддержки школьных СМИ того или иного региона, отработки взаимодействий школьных СМИ с кафедрами, разработки и организации мобильной системы повышения квалификации учредителей школьных СМИ, разработки и применения системы обучения педагогов и учащихся основам медийной деятельности, формирование инструмента поддержки инициативных педагогов-издателей.
Методологией исследования при этом должно стать сочетание сравнительно-типологического, структурно-семиотического и субъект-объектного подходов.