РОЛЬ ВУЗОВСКИХ КАФЕДР ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

СЕКЦИЯ 7. ЖУРНАЛИСТИКА    

                                                              Кунгурова О.Г.

Профессор, кандидат филологических      наук, Костанайский государственный 

университет, Республика Казахстан

 

РОЛЬ ВУЗОВСКИХ

КАФЕДР  ЖУРНАЛИСТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности человека,  особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
- владение навыками работы с различными видами информации;
- умение найти и представить информацию в сети Интернет.

В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно считать таковые:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых находится рефлексирующий человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- понимание необходимости духовного саморазвития и самореализации личности;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.

Проблема организации работы с информацией наиболее актуальна в настоящее время на этапе активного становления личности – то есть в школьной среде.  Обозначенные компетенции  активно и продуктивно  сегодня  формируются в рамках деятельности школьных СМИ.

В современном Казахстане огромное количество  школ выпускает свои периодические печатные издания, создает сайты,   собственное радио, телевидение, медиа-центры. Поэтому не будет преувеличением сказать, что казахстанские школьники имеют свои средства массовой информации, что представляет собой значительный информационный  пласт  в медийном пространстве страны.

Однако комплексной и структурированной системы в сфере школьных СМИ в Республике Казахстан нет: они разрознены, информационно замкнуты и изолированы, большей частью профессионально несовершенны,  испытывают проблемы правового, экономического характера. Нет и исследований, направленных на изучение проблем, систематизацию и разработку организационной и профессиональной поддержки казахстанских  школьных СМИ, роли школьных медиа в профессионализации учащихся.

Малочисленны, стихийны и научно не исследованы в РК попытки  взаимосвязи университетских кафедр журналистики  и школьных медиа-изданий.   Школьным СМИ Казахстана необходим не только научный анализ, но и возможность объединения их в единое информационное пространство, но и практическое  совершенствование их деятельности, повышение качественного уровня, стимулирование развития, активизация процесса профессионализации старшеклассников.   

Однако социализация и профессионализация  старшеклассников посредством совершенствования деятельности  школьных медиа, создание единого информационного пространства школьных СМИ,  выявление, систематизация, научное изучение, совершенствование и координация их действий, развитие информационно-нравственной компетентности учащихся, на наш взгляд, невозможно без комплексного решения  ряда задач. Обозначим основные:  

  • Требуется разработка методов выявления и совершенствования задатков журнализма у учащихся средних школ Казахстана.
  • Необходимо исследование проблем  и  тенденций развития школьных СМИ   и возможных путей создания единой информационной базы данных об их деятельности.
  • Насущна потребность в  проведении мониторингов методов, приемов и условий работы школьных редакционных коллективов.
  • Желательна подготовка и выпуск каталога-путеводителя школьных СМИ Казахстана.
  • Требуется  структурирование баз данных о состоянии школьных СМИ  РК.
  • Назрела необходимость в проектировании, составлении и издании методических пособий для школьных издателей,  разработки рекомендаций, направленных на повышение профессионального уровня школьных СМИ в РК.

Что же касается непосредственных практических действий университетских кафедр журналистики, то наверняка начать надо с создания и апробации механизмов организационной и профессиональной поддержки школьных СМИ  того или иного региона,  отработки взаимодействий школьных СМИ с кафедрами, разработки и организации мобильной системы повышения квалификации учредителей  школьных СМИ, разработки и применения  системы обучения педагогов и учащихся основам медийной деятельности, формирование инструмента поддержки инициативных педагогов-издателей.

Методологией  исследования при этом должно стать  сочетание сравнительно-типологического, структурно-семиотического и субъект-объектного подходов.