ФОНЕМА — КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНОЛОГИИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5 Языковедение и иностранные языки

 

Сеттарова М.Д.

Крымский инженерно-педагогический университет

 

ФОНЕМА — КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНОЛОГИИ


Согласно многочисленным исследованиям, фонема является единицей звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — для опознавания и различения слов.  Одним из первых термин фонема использовал Ф. де Соссюр, кото­рый отмечал: «Проанализировав достаточное количество речевых цепо­чек, принадлежащих к различным языкам, можно выявить и упорядочить применяемые в них элементы; при этом оказывается, что если пренебречь безразличными акустическими оттенками, то число обнаруживающихся типов не будет бесконечным» [4]. При установлении понятия фонемы, Н.С. Трубецкой выдвигает на первый план ее смыслоразличительную функцию, а звуки, которые являются предметом исследования фонетики, обладают большим числом акустических и артикуляторных признаков. Лингвист пишет: «конкретные звуки, слышимые в речи, являются скорее лишь материальными символами фонем ... Звуки ни когда не являются самими фонемами, поскольку фонема не может содержать, ни одной фонологически несущественной черты, что для звука речи фактически не неизбежно» [1]. Данную точку зрения разделяет А.А. Реформатский: "...различие фонем и тождество одной фонемы самой себе определяется функциональным, а не конкретно-звуковым (артикуляционным и акустическим) различием или тождеством выражающих их звуков" [3, с. 184].

Л. В. Щерба указывал, что все звуки языка "объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы" [2, c.18]. Эти звуковые типы исследователь определял как фонемы. Его последователи рассматривают фонему как класс звуков, представленный в речи различными оттенками.            Необходимо отметить, что основная внутренняя функция фонемы – это семантическая функция. Слово понимается, как структура, опознаваемая слушателем и произносящим. Фонема является смыслоразличительным признаком этой структуры. Через совокупность этих признаков выявляется смысл звуковых образований.

Соответственно возникает вопрос об инвариантности фонемы. Т.е. произносимый звук можно рассматривать как один из вариантов реализации фонемы, т.к. он помимо смыслоразличительных содержит также характеристики не являющиеся таковыми. Следовательно, фонема может реализовываться в ряде различных звуковых проявлений [5, c. 51].

Однако, помимо дистинктивной, так же выделяют следующие фукции фонемы: кульминативную (указание на количество еди­ниц, содержащихся в данном предложении) и делиминативную (указание на границу между двумя единицами). Н.С. Трубецкой различает четыре правила фонем [5, c. 51-66]:

1) Если в языке два звука в одной и той же позиции могут заменять друг друга, и при этом семантическая функция слова будет оставаться неизменной, то эти два звука являются вариантами одной фонемы.

2) И соответственно наоборот если при замене в одной позиции звуков смысл слова меняется, то они не являются вариантами одной фонемы.

3) Если два акустически родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то являются комбинаторными вариантами одной фонемы.

4) Если два акустически родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, но могут следовать друг за другом, как члены звукосочетания, при том в таком положении, где один из этих звуков может встречаться без другого, то они не являются вариантами одной фонемы.

Таким образом, в настоящее время фонологические закономерности объясняются не действием фонологических правил, а определенными признаками внутреннего устройства фонемы, просодической иерархии структуры фонемных сочетаний. Возможность или невозможность тех или иных фонологических правил целиком определяется универсальными свойствами внутренней структуры фонем и их сочетаний. Задача современного фонолога сводится не к описанию правил в отдельных языках, а к выяснению универсальных структурных характеристик фонем и супрасегментных единиц.        

 

 

 

Список литературы:

  1. Амирова Т. А. История языкознания: учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский. ­­– М.: Академия, 2006. – 671 с.
  2. Зиндер Л. Р.  Общая   фонетика:   учеб.   пособие. – 2-е   изд., перераб. и доп. / Л.Р. Зиндер. – М.: Высш. школа, 1979. – 312 с.
  3. Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк. Хрестоматия / А. А. Реформатский. – М .: "Наука", 1970. – 527с.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М.: Эдиториал, 2007. – 257 c.
  5. Трубецкой Н.С. Основы фонологии / Пер с нем. А.А.Холодовича; Под ред С.Д.Кацнельсона. – М.: Аспект Пресс,  2000. – 352 c.