ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ШОТЛАНДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1. Литературоведение

 

Школенко Д.В.

Студентка 4 курса

Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет»

 

ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ШОТЛАНДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


На протяжении всего средневековья шотландская литература развивается  в известной мере независимо от английской, хотя и в близком  взаимодействии  с ней. В этом отношений особенности ее развития отражают  исторические  судьбы самой Шотландии.

Ни аллитеративные поэмы о короле Артуре и его рыцарях, - если бы  даже удалось  определить  предполагаемых  шотландских  авторов  некоторых  из  их редакций, - ни отличающиеся некоторым изяществом  религиозные  поэмы,  вроде стихотворения о нежной Сусанне, - если оно действительно принадлежит Хухону, - не могли создать национальной шотландской литературы. Она  возникла  вслед за периодом героической борьбы шотландцев за независимость,  и  именно  этой борьбе посвящено было первое крупное и оригинальное произведение шотландской литературы – поэма-хроника Джона Барбура "Брюс". [3, с.218]

Джон Барбур, поэт и историк, считается первым представителем шотландской литературы. Он оставил большое собрание жизнеописаний святых в стихах и стихотворный перевод средневековой поэмы "Троянская война", но известен главным образом своим сочинением "Brus" («Брюс»), в котором в стихотворной форме рассказано о деяниях национального борца Роберта Брюса, главы династии Брюсов.

Рядом с Барбуром можно поставить Слепого Гарри, который около 1460 г. написал в том же сильно приподнятом тоне поэму о подвигах другого национального героя, Вильяма Валласа. Поэт Гарри, от роду слепой, несомненно составляет одно из редчайших явлений в летописях литературы. Хотя поэма его "Wallace" не отличается ни поэтическими достоинствами, ни верностью описаний исторических событий, она все-таки занимает особое место в национальной жизни Шотландии, и по словам одного из издателей поэмы: "после Библии, вероятно, ни одна книга так часто не встречалась в домах шотландцев, как эта поэма". [4]

   Джон Барбур был связан со двором королей Роберта ΙΙ Брюса и Роберта  ΙΙΙ из династии Стюартов. Поэму свою он написал, вероятно, по прямому королевскому заказу. Источником для неё послужили фамильные предания знатных шотландских родов и династий. [2, с.62-66] «Брюс» - это патриотическая поэма борьбы и победы; в ней идет речь о шотландском народе и его вождях, о доблести, отваге и героических деяниях шотландцев, сражавшихся за свою свободу;  это  летопись  шотландского  героизма  в  период  особенно ожесточенной борьбы с англичанами  со  смерти  короля Александра III 1286 г. до  самой смерти Роберта Брюса в  1329  г.  (в  поэме  изложение доведено до 20 июля 1332 г.).

   Поэма "Брюс" (The Bruce) состоит из двадцати книг, обнимающих  в  целом 13549 стихов, и была написана в 1375 г. Брюс  превращается  у  него  в эпического богатыря, наделенного неслыханной храбростью и физической  силой: он один легко одолевает триста окруживших его врагов.

   Его  жизнь полна опасностей,  побегов и  схваток  с  многочисленными  врагами, необычайная сила, хладнокровие и решимость спасают Брюса на каждом шагу. Переодетый шотландским горцем, он блуждает по горам  и  берегам  озер, спит на скалах, живет охотой и рыбной ловлей; его травят собачьи  своры,  но он ловко ускользает от всех преследований  и  понемногу  сколачивает  вокруг себя преданную дружину. Автор наделяет его чертами народного героя и в то  же  время  свободолюбивого, совершенного  рыцаря.  Брюс  всегда   находится   в   хорошем расположении духа и всегда уверен в своем будущем. [3, с.218]

       «…А угодившему в неволю

       Познать их всех придётся вволю,

       И скажет он: увы, свобода,

       Ты выше злата, слаще мёда!» [2, с.76]

    Решающая битва при Беннокберне (1314 г.), одно имя которой всегда заставляло сильнее биться шотландские сердца, изображена  Барбуром  в особо героических тонах  и  со  множеством  живописных  подробностей.  Автор славит  Брюса   как   победителя   англичан   и   самого   справедливого   и добродетельного из королей. [1, с.15]

        «…Они вот-вот прискачут ныне

         И ринутся на вас: глядите ж,

         Встречайте их копьём навытяжь –

         И столько причиняйте зла им,

         Сколь мы от них претерпеваем…» [2, с.76-77]

     Наряду с Брюсом  живыми,  резкими,  характерными чертами обрисованы и другие действующие лица поэмы, в первую очередь - друг, верный помощник Брюса и неизменный участник всех  его  предприятий  -  Джемс Дуглас, который впоследствии, после смерти Брюса, увозит его  сердце,  чтобы похоронить в святой земле.  Героическими  чертами  охарактеризована  и  жена Брюса, которая следует за ним в изгнание и добровольно разделяет все тревоги и  опасности  его  скитальческой  жизни.  Не  менее  выпуклым  и  живописным выступает в поэме, хотя и характеризованный  в  резко  отрицательных  тонах, образ английского короля Эдуарда,  старого  и  грозного  завоевателя,  этого "бича Шотландии".

     В связи с общим героическим замыслом поэмы особое значение имеют ее массовые сцены, прежде всего батальные. Храбрость и любовь к родине всех шотландцев от мала до велика подвергаются тяжелым испытаниям, но всегда одерживают  верх.  Патриотом,  в  котором  любовь  к  родине   доведена   до фанатической страсти, является прежде всего сам Барбур. Эта  любовь  внушила ему знаменитые стихи книги I (стих 225 и сл.):

        «О, благородная свобода! 

         Она заставляет радостно биться сердце

         И дает мужам настоящую силу;

         живет  только тот, кто  творит  свободу...» 

   Эта  же  любовь  внушила  Барбуру  и  картины шотландской  природы,  и  ту  особую  человечность  и  теплоту,  которую  он проявляет  в  поэме  по  отношению  к  своим  соотечественникам. 

     Любопытной особенностью  "Брюса",  между  прочим,  отличающей  его  от  более   поздней аналогичной патриотической поэмы Гарри Слепого  ("Уоллес"),  является  почти полное отсутствие сверхъестественного элемента, следов суеверного  отношения к  жизни.  Лишь  в   нескольких   местах   поэмы,   случайно   и   в   чисто повествовательных целях,  Барбур  вводит  отдельные  фантастические  мотивы, вполне правдоподобные, впрочем, для читателей тех времен. Естественно, с его точки зрения, что Эдуард английский, изменник, предатель и злодей, находится в союзе с  дьяволом;  не  менее  естественны  для  людей  XIV  в.  Суеверные подозрения Брюса,  что  его  первоначальные  неудачи  связаны  с  убийством, которое он "святотатственно" совершил в монастырской церкви; лишь однажды  в рассказе о том, как шотландские женщины и дети под стенами Бервика  собирали стрелы и камни для передачи их шотландским воинам и, благодаря чуду остались целыми  и  невредимыми,  религиозно-фантастический  элемент  проявляется   у Барбура более явственно.

     Джон Барбур навсегда остался  для  шотландцев  создателем  национальной литературы и прославленным  певцом  знаменитейших  деяний  предков. Влияние Барбура чувствуется у ряда позднейших шотландских поэтов, в  XV-XVI  и  даже XVIII вв.

     В числе представителей  ранней  шотландской  литературы    можно также выделить Эндрью из Уинтоуна  (Andrew  of  Wyntoun),  который,  подобно  Барбуру,  был духовным  лицом  и  страстным  патриотом  Шотландии.  Но  его   литературная деятельность принадлежит уже к  первой  четверти  XV  столетия.  Эндрью  был приором в Лохлевене и около 1420  г.  закончил  свою  стихотворную  "Хронику Шотландии" (Orygynalle Chronykil  of  Scotland).  Однако  Уинтоун  далек  от художественного мастерства Барбура. В отличие от поэмы Барбора его  хроника  -  типично  монастырская  летопись,  лишенная  той  широты   и художественности, какие отличают "Брюса". [1, с.17]

     В XV в. развитие шотландской литературы пойдет по  иным  путям.  Барбур был  современником  англичанина  Чосера,  но  ничем  не  был   ему   обязан. Большинством своих творческих особенностей он был ему прямо  противоположен. В дальнейшем, однако, шотландская поэзия достигнет  своего  расцвета  именно под чосеровским влиянием. Лучшие шотландские писатели  XV в. назовут  себя учениками Чосера и останутся важнейшими из его продолжателей.

Литература

  1. Алексеев М.П. История зарубежной литературы = Средние века и Возрождение: Учеб.пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. – 3-е изд. – М.: Высш. Школа, 1978. – С.9-17.
  2. Марина Новикова. Шотландии кровавая луна: Антология шотландской поэзии ( с ХΙΙΙ-го века до века ХХ-го). – Симферополь: СОНАТ; Крымский архив, 2007. - С.62-77.
  3. Ранняя шотландская литература. История английской литературы / [Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А.]. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1943. – С.218.
  4. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovopedia.com/