СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ» ПРОЗЫ В АНГЛИИ XIX ВЕКА.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1. Литературоведение

 

Меретукова М.М.

АГУ, г. Майкоп

 

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ» ПРОЗЫ В АНГЛИИ XIX ВЕКА.

 

Истоки рождественского жанра берут свое начало в средневековых драмах. С начала IV века н. э. шло противостояние между языческим и христианским пониманием праздника Рождества, которое отразилось в фольклорных, театральных и литературных жанрах, связанных с Рождеством.

Основоположником жанра современного рождественского рассказа по праву считается Чарльз Диккенс. С появлением в 40-х годах XIX века «Рождественских повестей» Ч. Диккенса, кардинально меняется значение Рождества, заменив его ритуальный смысл нравственным, теперь рождественский жанр выполнял скорее социальную функцию в обществе, и одновременно превратив его в семейное торжество.

Особенно интересен рассказ «Рождественская песнь в прозе», в начале которого осуществляется привычная для читателя 30-х годов XIX в. очерковая характеристика героя где идет обобщенное описание ежедневного существования главного героя. Далее очевиден переход от очерковой структуры рассказа к новеллистической. И тут не малую роль сыграло влияние европейской литературы, а именно использование готических элементов в рассказе, автор соединяет в одном рассказе обыденное и сверхъестественное, эзотерическое. Герою снятся необычные сны, в которые автор вводит образы привидений. Таким образом, в «Рождественскую песнь в прозе» писатель вводит невероятные сюжетные ходы, что способствует успешному соединению реального и фантастического.

Благодаря Диккенсу в середине XIX века в Англии становится популярным жанр «рождественских» рассказов. Святочные и рождественские рассказы печатались в газетах, сборниках, периодических изданиях, журналах. Рождественский рассказ становится своего рода модной литературной формой. Издатели нуждались в рождественских и святочных рассказах, ввиду их востребованности читателями. Через некоторое время сюжеты рассказов начали повторяться и возникли штампы и устойчивые клише. Возникают как талантливые, так и менее одаренные последователи Диккенса. В английской литературе блестящую пародию на рождественские тексты Диккенса были созданы У. М. Теккереем, который вслед за ним и во многом в прениях с ним, выпускает свой сборник рождественских произведений, не случайно названный «Рождественские книги» ("Тhe Christmas books").

По мнению Е.Ю. Гениевой, «Рождественские книги» У.М.Теккерея «представляют собой любопытный гибрид, получившийся от скрещивания французского нравоописательного очерка с диккенсовским рождественским повествованием». [1, с 28].

В «Рождественских книгах» У.М. Теккерей отходит от клишированной структуры народных сказок, сохраняя лишь отдельные ее черты и характеристики. Он использует элементы сатирической пародии, т.е. Теккерей открыто высмеивает идейную сущность целого ряда произведений. Но вместе с тем автор привносит в рассказ юмористические элементы, т.е. вместо сатирической пародии получатся комическая подражание оригиналу. Нужно отметить, что пародийная поэтика тоже оказала воздействие на жанровую структуру рассказа, она способствовала расширению его изобразительных возможностей. В рождественских рассказах налицо пародийное содержание, но вместе с тем в них приобретают свою актуальность такие составляющие классической новеллы, как экспозиция, динамическое развитие действия и неожиданный финал.

Из «Рождественских книг» У.М. Теккерея выделяется сказка «Кольцо и роза», где налицо поиск новых повествовательных форм. Нужно отметить, что Теккерею свойственен стиль реалистического повествования. Сказка Теккерея состоит из отдельных сцен, действующие лица которых ведут между собой диалог. «Мощным пластом в «Кольце и розе» является пласт диалого-литературный, складывающийся из пародий, заимствований, обработок, аллюзий. Теккерей словно ведет ни на минуту не прекращающийся диалог с невидимыми собеседниками. Он полемизирует с романтическим пониманием истории у Ч. Диккенса, Э. Бульвер-Литтона, Ч. Левера, Б. Дизраэли. У.М. Теккерей в карикатурном свете изображает тот пафос и риторику, к которым привыкли викторианцы». [2, с 15]

XIX век в Англии отметился в истории литературы как век последовательной трансформация малой прозы, благодаря которому возникли новые жанры, в частности «рождественский», что свидетельствовало о наступлении нового этапа в историко-эволюционном развитии рассказа.

 

Литература

 

  1. Гениева Е.Ю. Теккерей, Уильям Мейкпис. Повести и пародии / сост. Е.Ю. Гениева. – М.: Радуга, 1985. – С. 9-28
  2. Еремина Н. И. Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: на материале творчества Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Т. Гарди : автореферат дис. кандидата филологических наук : 10.01.03. – Самара 2009.