СТАНОВЛЕНИЕ ШОТЛАНДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVIII-ХIХ вв.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1. Литературоведение

 

Фазылова Т.Э.

Преподаватель кафедры украинской

филологии  РВУЗ «КИПУ» 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ШОТЛАНДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVIIIIХ вв.


Прелиминарии. Интеллектуальные дискуссии XVIII в., сопровождавшие подготовку, подписание и обнародование унии, не менее важны, чем ее политические, международные или экономические аспекты. Тем более они значимы, что именно интеллектуалы, публицисты, историки, писатели и художники, создавали тот образ союза, который во второй половине XVIII и в начале XIX в. тиражировался в массовое сознание, формируя национальную шотландскую идентичность. Это был общеевропейский процесс, в котором «историков, как и всех остальных, увлекла волна национализма, и многие из них не видели никакого противоречия между профессиональными требованиями и работой над «своекорыстной» национальной историей» [6, c. 1-23]

Шотландская интеллектуальная история XVIII в. заключает в себе несколько тенденций. Сами противоречивые социокультурные условия, в которых она формировалась, наложили отпечаток на внутренние сложности ее развития. С одной стороны, очевидны попытки шотландских интеллектуалов спасти шотландскую историю от забвения. Эта перспектива была вполне очевидна в условиях англо-шотландской интеграции. Но с другой стороны, то прошлое, с которым связывалась история англо-шотландских отношений, а это была, как правило, история противостояния, не отвечало потребностям Шотландии XVIII в. Более того, это прошлое не устраняло, а, наоборот, способствовало углублению кризиса идентичности.

Становилось очевидным «расслоение» истории на «историю как прошлое», и на «историю как повествование об этом прошлом». [6, c. 14;] Если до XVIII в. эти два уровня совпадали, или, по крайней мере, не столь социально значима была разница между ними, теперь же возник разрыв, от ликвидации которого зависело то, насколько успешно Шотландия преодолеет кризис идентичности. И хотя феномен кризисной идентичности в ряде произведений может быть зафиксирован уже на рубеже XVII-XVIII вв., его наибольшее влияние ощущается во второй половине XVIII столетия, когда процесс англо-шотландской интеграции становится необратимым, а последствия модернизации все более ощутимы. [5, с. 10]

Шотландские интеллектуалы XVIII – первой половины XIX в., которым довелось жить в период наиболее драматической ломки идентичности, сочетая разум, воспетый идеологами Просвещения, и сердце, призывающее сохранить исконную шотландскую культуру, отыскивали ответы на волнующие их вопросы в прошлом, одновременно, адаптируя историю к реалиям модернизирующегося общества. Делая предметом своих изысканий прошлое, они транслировали его в современную им Шотландию.

Актуальность темы исследования: Шотландская национальная идентичность занимает особое место в ряду себе подобных, и не только потому, что уже на протяжении трех столетий нация, хотя и лишенная государственности, постоянно торжествует, воспевая свое место в рамках Соединенного Королевства, но и потому, что именно англо-шотландская парламентская уния 1707 г. заложила основу первой полиэтничной и полирелигиозной европейской нации.

Основной целью исследования является всестороннее изучение и комплексный анализ трансформации шотландкой идентичности в процессе реализации англо-шотландской парламентской унии 1707 г. и в условиях модернизационного процесса XVIII – первой половины XIX вв.

Объектом исследования является шотландское общество с конца XVIII по середину XIX в., включая весь комплекс социально-экономических, политических, духовных и внешне-политических отношений, а также совокупность трансформационных процессов в нем.

Предмет исследования составляют англо-шотландская парламентская уния 1707 г., и обусловленный объединением шотландский модернизационный процесс, а также влияние модернизации на отношение к унии и изменение идентичности, как под воздействием административной, политической и социально-экономической трансформации, так и в результате деятельности интеллектуалов.

В заключении, подводя итоги исследованию, можно выделить основные этапы формирования шотландской национальной идентичности, связывая их с модернизационным процессом, а также характеризуя факторы этой эволюции.

На первом этапе, продолжавшемся с конца XVII в. по 1746 г., активно велись дискуссии по вопросу о принятии унии, а затем – о роли заключенного союза. Этот же период был ознаменован разрушением традиционных экономических, социальных, политических общественных связей и практик, а также массовым неприятием объединения, проявлениями протеста, сочетавшегося с социальными выступлениями, связанными с модернизационной ломкой, и все это сопровождалось интеллектуальными идеями о потере «древней свободы» и трагедии «героической нации».

Второй этап становления национальной шотландской идентичности, включающий время с середины 1740-х гг. по конец XVIII в., стал периодом активной модернизации Шотландии, когда произошел качественный скачок в развитии основ индустриального общества, в том числе и в Хайленде. Вместе с тем, это было время, когда шотландцы, уже в рамках британской нации, впервые ощутили экономические результаты своего вхождения в состав Великобритании. Шотландская идентичность в этот период проявляет себя как идентичность институциональная, гражданская, реализовывающаяся в особых институтах, таких как церковь, образование, правовая система, развивавшихся без активного вмешательства центральных британских властей.

Наконец, третий период – первая половина XIX в. – стал временем окончательной реанимации исторического прошлого Шотландии путем трансформации социальной памяти, происходящей в условиях завершения промышленного переворота и формирования слоев индустриального общества. [4, c. 1-12]

Неправомерно было бы объяснять процесс трансформации идентичности какой-то одной группой причин субъективного или объективного свойства. В этой эволюции был задействован целый ряд факторов, относящихся как к традиционному, и, даже родовому обществу, характерному для Шотландии, так и являющихся признаками индустриальной цивилизации. Вместе с тем, действия причин экономического и социального порядка осуществлялись параллельно с влиянием интеллектуальных процессов. Сочетание различных, экономических и интеллектуальных, традиционных и современных механизмов, наряду с политикой правительства, обеспечили мягкий и социально-безболезненный переход к новой идентичности, которая сама впоследствии стала фактором модернизации.

Литература

  1. Апрыщенко В.Ю. Историческая антропология в контексте современного историописания: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2006. - 33 с.
  2. Апрыщенко В.Ю. «Шотландцы и Уния» К. Уотли: Новый этап изучения англо-шотландской парламентской унии // Cogito. Альманах истории идей. -  Вып. 2. - Ростов-на-Дону, 2007. – C. 22.
  3. Вальтер Скотт и шотландская национальная идентичность первой половины XIX в. / Личность в политике, науке, культуре (всемирная история). - Ярославль, 2005. – С. 5.
  4. Проблемы идентичности и культурный национализм XVIII-XIX вв. / Политическая культура XIX века: Россия и Европа. - М.,  2005. – С. 12.
  5. Сэр Джон Кларк. Пеникуик и кризис шотландской идентичности в первой половине XVIII века / В. Апрыщенко // стр. 91-109. – С. 23.
  6. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. - М., 2000. - С. 23.
  7. http:// www.history.rin.ru