ОСОБЕННОСТИ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РОБЕРТА ГРЕЙВСА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1. Литературоведение

 

Джапарова Э. К.

 

Кандидат филологических наук, доцент

Декан историко-филологического факультета

Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет»

 

ОСОБЕННОСТИ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

РОБЕРТА ГРЕЙВСА


Интерес к мифу, возродившийся в конце ХIХ и начале ХХ века, способствовал появлению целого ряда мифокритиков, наиболее известным и влиятельным среди которых оказались мифокритические исследования выдающегося английского поэта, фольклориста, знатока античной культуры, автора многочисленных критических произведений, составляющих основу его мифопоэтической концепции Роберта Грейвса (1895 – 1985). Несмотря на то, что творчество Роберта Грейвса очень популярно за рубежом, в украинском литературоведении исследований по его творчеству мало. Лишь некоторые учёные, такие как А. С. Козлов, Э.К.Джапарова, занимались изучением его мифотворчества.

Миф занимает важнейшее место в творчестве Роберта Грейвса. Ни одно из написанных им произведений не может быть достаточно полно проанализировано и понято без ознакомления с основой концепцией его литературно-критической деятельности – его теорией мифа.

 «Миф является объединяющим началом в работах Грейвса во всех жанрах, варьирующихся от его объяснительной прозы к поэзии и литературной прозе», - справедливо отмечает Джон Смедс.

Следует отметить, что важность и необходимость изучения мифов была признана многими предшественниками Р.Грейвса. В частности Э.Тейлор писал по этому поводу: «Существуют такие сферы знания… механика, медицина, арифметика, астрономия, в которых изучение низших стадий как таких (в частности мифов), что влияют на практическое использование высших, не может быть бездумно отброшено». [10, с.403]

«…Для древней европейской истории, религиоведения и социологии значение мифов трудно переоценить», - с уверенностью заявляет Р.Грейвс.

Для Р.Грейвса мифы – это исторические свидетельства, сознательно зашифрованные. Показательно, что для Р.Грейвса мифология правдивее, истиннее истории, она сохраняет память древних ритуалов и построена на постоянных, регулярных повторах деятельности многих людей под воздействием глубоко эмоционального порыва. Подтверждением этому являются слова самого Р.Грейвса: „В мифах со всей достоверностью запечатлены религиозные обряды и события древности, на них можно положиться как на исторические свидетельства, необходимо лишь понять их язык и сделать поправку на возможные ошибки при переписывании, неверные толкования забытых обрядов и произвольные изменения, внесенные по моральным и политическим соображениям”, - пишет Р.Грейвс.

Свое понимание мифа Р.Грейвс излагает во введении к книге «Мифы Древней Греции», призванной дать целостную картину греческой мифологии в той форме, которая будет понятна и ученому, и широкому кругу читателей,. Здесь он утверждает: „Собственно миф можно определить как стенографическую запись ритуального мифа, исполнявшегося на ритуальных празднествах. В большинстве случаев мы находим такую запись на храмовых стенах, вазах, печатях, чашах, зеркалах, ларцах, щитах, гобеленах и других предметах подобного рода.... В их основе лежали архаические магические действия, призванные обеспечить богатство и непоколебимость священных царств, во главе которых стояли царицы или цари....”. [7, с.530]

На мифотворчество Роберта Грейвса, особенно в плане разработки культовых обрядов, несомненное влияние оказали идеи английских учёных-представителей Кембриджской школы мифологов, в частности Дж.Фрейзера, автора знаменитого исследования о действенной роли магии и религии древних и первобытных народов «Золотая ветвь». Поэтому Роберт Грейвс, вслед за Дж. Фрейзерером, придавал огромное значение древним магическим ритуалам, связанным с различными календарными мифами об умирающем и возрождающемся боге.

Фундаментальным исследованием Роберта Грейвса явилась его работа «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии». Для того чтобы найти ответы на волнующие его вопросы Роберт Грейвс изучил язык поэтического мифа, существовавший ещё в каменном веке в Средиземноморье  и севере Европы, который сохранился до настоящего времени, являясь «языком истинной поэзии» [1, с. 9]. Роберт Грейвс считал, что этот язык был «связанным с распространёнными религиозными ритуалами в честь Лунной богини, или Музы» [1, с. 8]. Он пришёл к выводу, что в конце минойского периода вторгнувшиеся племена из центральной Азии начали заменять «матриархальные институты на патриархальные, а также переиначивать и фальсифицировать мифы, чтобы оправдать перемены в обществе» [1, с. 9]. Роберт Грейвс критикует греческих философов, которые относились к магической поэзии как на «угрозу новому предмету своего поклонения – логике. Под их влиянием в честь их покровителя Аполлона  был разработан рациональный поэтический язык (сейчас его называют классическим) и навязан миру как последнее слово духовного озарения»[1, с. 9]. Роберт Грейвс осуждает Сократа за то, что тот отвергал раннюю мифологию, хотя как утверждает Роберт Грейвс «мифические образы сохранились в религиозном искусстве и по – прежнему были в ходу как сказания, к которым обращались поэты» [1, с.11]. Далее Грейвс пишет: «Отворачиваясь от поэтических мифов, Сократ, по сути дела, отворачивался от вдохновлявшей их Лунной богини, которая требовала от мужчины воздать женщине должное как в духовном плане, так и в плотском».[1, с. 11]. Роберт Грейвс отмечает, что несмотря на то, что первые христианские императоры запретили изучать  древний язык, в поэтических школах Ирландии и Уэльса и Западной Европе продолжали обучать ему. В конце ХХVII века древний язык по мнению Роберта Грейвса практически исчез, хотя «в индустриальной Европе до сих пор пишут стихи, обладающие магической силой» [1, с. 15].

Роберт Грейвс в книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии», считая, что поэзия своими корнями уходит в волшебство, писал: «Поэтами рождаются, а не становятся. Смысл этого  утверждения в том, что природа поэзии слишком таинственна, чтобы её можно было исследовать» [2, с.17]. Для Роберта Грейвса «единая всеобъемлющая тема поэзии: жизнь, смерть и воскресение Духа Года, сына и любовника Богини» [2, с. 7]. Далее исследователь добавляет: «Поэт богат тремя вещами: мифами, даром своим и чужими стихами»[2, с. 21]. В то же время вслед за представителями ритуально-мифологической школы, Грейвс утверждает, что миф рождается из ритуала и представляет собой «своеоразную словесную стенографическую запись древнего действа» [6]. Мысли Роберта Грейвса о предназначении поэзии впервые появились в его работе «Об английской поэзии» (1922). В ней Роберт Грейвс утверждал, что поэт и его поэзия- это сплав несовместимых сил, которые выполняют определённые психотерапевтические задачи.        

Особенностью оригинального наследия «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологиии» является то, что в ней  изложены оригинальные мифокритические выводы Роберта Грейвса по вопросам развития мифопоэзии начиная с древних времён до наших дней. Роберт Грейвс  является первым современным мифокритиком, попытавшимся решить ряд кардинальных проблем поэзии. Ключевой для мифокритической образности и культуры является  своеобразие и оригинальность концепции Роберта Грейвса, которая заключается в том, что поэзия имеет магические истоки, являющиеся началом  начал всего художественного творчества. Исследования Роберта Грейвса актуальны и продолжают оказывать особо важное и самобытное влияние на англо – американское мифологическое литературоведение. Мысли Роберта Грейвса о предназначении поэзии впервые появились в его работе «Об английской поэзии» (1922). В ней Роберт Грейвс утверждал, что поэт и его поэзия- это сплав несовместимых сил, которые выполняют определённые психотерапевтические задачи. Позднее его взгляды и выводы изменились, и Роберт Грейвс обобщил свои убеждения в книге «Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической  мифологии».

Литература

1. Грейвс Р. Белая богиня: Избранные главы / Предисл. Х. Л. Борхеса; Пер. с англ. И. Егорова. – СПб.: Амфора, 2000. – 382с.

2. Грейвс Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии / Пер. с англ. Л.И.Володарской. - Екатеринбург: У - Фактория,  2005. - 656с.

3. Graves R. «Poems Selected by Himself» / R.Graves. - Edinburgh.: Penguin Books,1966. - 222p.

4. Елисеева М. Роберт Грейвс: Трубадур Белой Богини / М.Елисеева.- Литературная Россия, 2004. - №41.

5. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия.- М.: Intrada, 2004.- 560c.

6. Козлов А.С.Мифологическое направление в литературоведении США / А.С.Козлов. – М.: Высшая школа,1984. – 175с.

7. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. / [гл. ред. С. А. Токарев, члены ред. кол. : И. С. Брагинский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов и др.]. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – 720 с.

 8. Тахо–Годи А. Роберт Грейвс – мифолог-поэт / А.Тахо-Годи. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru.

 9.Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве: История, символы, легенды / Т.М.Фадеева. – Симферополь: Бизнес – Информ, 2003.-304 с.

10. Tylor E.B. Primitive culture: researches into the development of  mythology, philosophy, religion, art and custom / E.B.Talor. – V.2. – L.: John Murray, Albemarle street, 1871. – P.403.