РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ПОД- СЕКЦИЯ 12. Экономика предприятия и управление производством.

 

Хасенова З.К. ассистент

Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина

 

РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


За небольшой срок в качестве независимого государства Казахстан уже успел завоевать всеобщее признание мирового сообщества как быстро развивающейся страны, активно принимающей участие в мировых интеграционных процессах. Одним из ярких событий в истории республики за последние годы является формирование Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в рамках которого проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам. В ближайшее время планируется начало функционирования Единого экономического пространства, предполагающего более углубленную форму экономической интеграции, обеспечение свободного передвижения услуг, капитала и рабочей силы. Необходимо отметить, что и в России, и в Беларуси в последние годы проводятся активные мероприятия по развитию внутренней торговли, направленные на совершенствование торговой инфраструктуры, внедрение инновационных технологий, разработаны соответствующие стратегии и программы. Эти действия связаны с тем, что уровень развития торговли является неотъемлемой и значительной частью в системе развития экономики страны. В среднем в мире вклад торговли в ВВП составляет порядка 10%, а в общую занятость – до 13%. В РФ данные показатели составляют 19,7% и 17,8%, а в РБ – 11,1% и 14,8% соответственно.  В Казахстане торговля в структуре ВВП в период с 1998 по 2009 год занимала третье место, составляя 12–13%. При этом, по состоянию на конец 2009 года, в торговле было занято 14,8% от всего занятого населения страны, или 1,2 млн. человек. В связи с этим в прошлом году Правительством была утверждена отраслевая Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010–2014 годы.   Активное участие в ее разработке принимали отраслевые ассоциации, в частности Ассоциация торговых предприятий Казахстана. Говоря о торговле страны, следует отметить, что в 2010 году общий объем розничного товарооборота составил 3 014 млрд. тенге, что на 19,3% больше, чем в 2009-м. При этом в его формировании 45,8% принадлежит торговле на рынках, что не способствует цивилизованному развитию торговли. На рынках зачастую отсутствует должный уровень защиты прав потребителей, сложно обеспечивать санитарно-эпидемиологические требования и собираемость налогов. Кроме того, невозможно анализировать объемы, структуру, динамику товаропотоков. К слову, в странах с развитой торговлей рынки относятся к архаичной форме розницы и практически изжили себя либо функционируют по специализированным направлениям (например, по народным ремеслам). Учитывая данную проблему, отраслевая программа направлена на создание системной и институциональной основы для устойчивого развития торговой отрасли в РК и повышения ее конкурентоспособности. При этом ее целью является организация эффективного и своевременного движения материальных ресурсов от производителя к потребителю. Достижение цели предполагается осуществить путем реализации ряда задач. Во-первых, это направленность действий на формирование торгового ассортимента с учетом территориально-временных особенностей и потребностей покупателя. Достижение этой меры предполагается осуществлять за счет совершенствования требований к торговым предприятиям, рынкам, постепенной их модернизации, введения практики применения нормативов обеспеченности жителей торговыми площадями с целью стимулирования открытия новых торговых предприятий, развития деятельности электронной и биржевой торговли, а также повышения их привлекательности. И наконец, отдельное внимание уделяется вопросам привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в строительство новых и реконструкцию действующих крупных торговых объектов с использованием инструментов программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате реализации планируемых мероприятий предполагается увеличение доли площадей торговых предприятий в общем объеме розничных торговых площадей и на 1 000 человек на 30%, а также доведение доли современных торговых форматов в общем объеме розничного товарооборота до 50%. Во-вторых, повышение эффективности взаимодействия производителей, оптовых и розничных сетей. На сегодня в розничной торговле Казахстана прочное место занимают малые предприятия, на долю которых приходится 56,5% всего оборота розничной торговли. На долю крупных – порядка 9,6% торговли. Кроме того, в республике превалируют малые торговые магазины, на которые приходится 67% всех торговых площадей. Данные предприятия характеризуются ограниченными размерами площадей, низкой пропускной способностью, высокими удельными издержками, что не может быть базой для консолидации торговой деятельности.  В связи с этим Правительством предполагается реализация ряда мер, направленных на устранение этих факторов, в том числе с сочетанием инструментов ГЧП, что позволит увеличить на 40% объемы продаж на 1 кв. м торговой площади и степень консолидированности розничного рынка с 5% до 7% (в России – 11%). Третий блок направлен на освоение внешних рынков сбыта, повышение экспортного потенциала отечественного производителя. В данном направлении предполагается принятие мер по географической диверсификации торговых связей и усилению позиций Казахстана на мировом рынке как привлекательного для инвестиций региона. Реализация задачи требует активного участия государственных органов по ряду вопросов. Это вступление Казахстана в ВТО, функционирование страны в рамках Таможенного союза, проработка правовой документации по Единому экономическому пространству, участие с партнерами по Таможенному союзу в переговорах по созданию зоны свободной торговли со странами Европейской ассоциации свободной торговли, Новой Зеландией, Сербией и Черногорией, странами Персидского залива. В заключение можно отметить, что программа развития торговли, предполагая модернизацию торговой отрасли Казахстана, не только направлена на удовлетворение интересов производителей (широкий географический охват, большую пропускную способность, низкие удельные издержки системы), но также учитывает и потребности покупателя в виде физической и ценовой доступности товаров и услуг, а также их высокого качества. При этом видно, что Правительство также планирует проведение активной внешнеторговой политики с целью повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и привлечения инвестиций.

Литература

  1. Стратегический план Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
  2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, Астана, 2003 год.
  3. С.Б.Байзаков, М.А. Есенеев Методы анализа внешнеторговой политики и выводы для Казахстана. Вестник КазГУ. Серия экономическая. №2(18)., с.103-109