Национальное своеобразие здания Театра оперы и балета Бурятии

 

Раднаева Ю.Д.

Искусствовед, Арт-галерея DiaS 

Национальное своеобразие здания Театра оперы и балета Бурятии


Театральные здания во все времена были украшением архитектурной среды, поэтому, как правило, располагались в культурных центрах городов. Каждый заказчик в свою очередь, будь то государство или частное лицо, ставил перед архитекторами и художниками задачу спроектировать не только удобное здание, в котором органично совмещались функциональные и бытовые потребности театрального коллектива, но и создать ту среду, которая будет отвечать культурным и эстетическим потребностям общества, которому оно предназначалось. Время показывает, что удачные решения остаются неизменными, а неудачные подвергаются разнообразным реконструкциям или кардинальным изменениям.

В 1936 г. архитектором А.Н.Федоровым был представлен проект здания такого театра со зрительным залом на 750 мест. В марте 1936 г. проект и смета были утверждены. Однако декоративно-образный замысел архитектуры, основанный на применении упрощенных классических ордеров, вызвал критику общественности Улан-Удэ. Автору предложили отразить в архитектуре местные национально-художественные традиции, соответственно переработав архитектурно-декоративную часть проекта. Развернувшиеся в 1938 г. строительные работы приостановили. Их предполагалось возобновить в 1940 г., но помешала война. В ходе переработки проекта, начатой А.Н.Федоровым еще до войны и завершенной к концу 1945 г., возник новый вариант. [3, с.45] В том же году начались работы по сооружению театра. Спустя пять лет А.Н. Федоров умер и с осени 1951 г. строительством руководил архитектор В.А. Калинин. Строительство здания Бурятского академического ордена Ленина театра оперы и балета было закончено в 1952 г. 1 мая того же года. в театре состоялся торжественный вечер и первый большой концерт, с 7 ноября здесь начали давать спектакли. 22 марта 1954 г. здание было официально принято Государственной комиссией. [3, с.46]

«Для архитектуры Советской Бурятии строительство театра имело значение эксперимента большого размаха» - пишет историк архитектуры Бурятии Людвиг Карлович Минерт.  (рис.1) С тех пор как историческая, так и культурная ценность здания только возросли. Этот «эксперимент» в настоящее время является памятником федерального значения. Первоначальный вариант проекта здания ни чем не отличался от большинства типовых театров 1933-1954 гг. Поставленная перед архитектором А.Н. Федоровым задача внести национальные черты в архитектуру театра получила оригинальное решение. (рис.2) Примеров такого сплетения архитектуры театров неоклассицизма и национальных традиций зодчества в обозначенный период мало. Не смотря на всевозможные современные строительные и отделочные материалы, найти оптимальное решение, золотую середину, которая бы отвечала пожеланиям многочисленных сторон и стороне общественности не в последнюю очередь, и по сей день сложно.

Реставрация здания Бурятского театра оперы и балета началась в 2005 г., спустя 53 года после его открытия. (рис.3) В своей работе архитекторы, художники, скульпторы и реставраторы четко следовали первоначальным чертежам и планам, которые использовались при строительстве здания. Воплощенные в более качественном и эстетичном материале элементы декора экстерьера и интерьера здания только теперь открывают перед глазами зрителей первоначальный замысел архитекторов, художников и скульпторов. Поэтому настоящее сооружение можно считать точным воплощением замыслов архитектора А.Н. Федорова, а в последующем В.А. Калинина. Что является дополнительным поводом для подробного изучения здания театра. В настоящее время одной из главных задач гражданской архитектуры Бурятии является решение вопроса национального своеобразия, которое должно отражаться не только в произведениях искусства местных художников и мастеров, но и в облике города Улан-Удэ. При этом здание театра оперы и балета играет одну из главных ролей, так как является одним из узнаваемых символов города и Республики.

Предметом исследования является национальное своеобразие здания, его внешнего и внутреннего убранства. Цель исследования - определение методов отражения национального своеобразия в архитектуре общественных зданий. Научная новизна заключается в том, что методы воплощения национального своеобразия в современной гражданской архитектуре недостаточно изучены. Что в свою очередь актуально как для Бурятской архитектуры, так и архитектуры национальных областей, республик и автономных округов России.

Здание театра оперы и балета Бурятии располагается на природной возвышенности в историческом, административном и культурном центре города. Стилевых разногласий в восприятии окружающего пространства театра не возникает. С северной стороны театр является гармоничной частью ансамбля площади Советов, его строгих рядов зданий неоклассицизма. С южной – доминирующим элементом композиции окружающей его городской среды, поражая своей пышностью и масштабом.(рис. 4)

Симметричное в плане театрально здание рассчитано на 800 человек, строительный объем составляет 45 тыс. м3. Габариты здания в плане составляют 48,0х78,8 м (без двора и сооружений аркады и лестниц), общая площадь соорудежения 6776,9 м2. Объемно-пространственная композиция здания театра в общем традиционна для сооружений гражданской архитектуры, театров в частности. (рис.5) Однако организация архитектурных объемов весьма своеобразна.

Главный вход, обращенный к площади, запроектирован в виде гипертрофированного портала, декорированного двумя громадными трехчетвертными цилиндрическими колоннами, горизонтальными тягами и орнаментальными вставками. Слева и справа от него на массивных постаментах возвышаются шесть ветвистых пятифонарных канделябров. В глубине портала располагаются три двери с металлическими орнаментальными деталями, покрывающими их деревянные полотнища, а над ними большое окно, обрамленное орнаментальным наличником. Барельеф ордена Ленина на центральной дверью напоминает о заслугах театра.[3, с.47]. Как и в буддийских храмах на территории Бурятии главный вход вынесен за пределы основной массы здания, представляет собой параллелепипед с тройными дверями в глубине портала поддерживаемого колоннами. Также богато декорирован орнаментами и имеет скульптурное украшение возвышающееся над порталом. (рис.6, 7) Декоративные горизонтальные деления портика напоминают многоступенчатые ступы и многоярусные пагоды буддийских храмов и монастырей Китая и Японии.

Затем следует круглый в плане объем зрительного зала и опоясывающего фойе, который по форме напоминает традиционное жилище бурят – юрту – цилиндрическое по форме сооружение с приплюснутым сферическим покрытием в виде каркаса из жердей и досок, покрытых войлоком, тканями или шкурами. (рис.8) Это переносное и удобное в условиях кочевой жизни жилище является одним из немногих объектов архитектуры, которые украшали местные ландшафты на протяжении многих веков. Ряды окон трехэтажного фойе отличаются друг от друга в зависимости от этажа, на котором располагаются. Окна первого этажа представляют собой обычные прямоугольные оконные проемы, не имеющие каких-либо декоративных украшений. Окна второго этажа – двойные арочные проемы разделенные ажурной колонной, с декоративной балюстрадой в нижней части. На третьем этаже также прямоугольные оконные проемы имеют декоративные рамы из белой лепнины. Такое решение также следует традиции декора буддийских храмов, когда большая часть декоративных элементов находится в верхней части здания. Более того, с внутренней стороны карниз по всему периметру здания украшает орнамент, тоже белого цвета, с еле различимой советской символикой в центре.

Сценическая коробка завершается декоративной стенкой, прорезанной проемами, с башенками по углам. Подобно средневековым башням они имеют мерлоны, силуэт которых отчетливо напоминает бордюрный растительный орнамент (рис.9), представленный в альбоме «Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева». (рис.10)

Выразительным завершением композиции здания является аркада, которая соединяется с основным зданием театра воротами с западной и восточной стороны, ограждая, таким образом, хозяйственный двор. Пять полуциркульных арок удерживают два массивных пилона с богатым декоративным убранством. По углам пилоны имеют рельефные горизонтальные членения, которые перекликаются с внешним обликом главного входа, и также наталкивают на размышления о культовой архитектуре Востока. Они также украшены лепными картушами из эмблем искусства – бурятских народных музыкальных инструментов - в орнаментальном обрамлении. По краю крыши аркады расположилась невысокая балюстрада со шпилями по углам. С внешней стороны аркада имеет продолжение в виде двух маршевой лестницы с переходами, которые ограждают четырехугольную площадку-дворик. Живописная архитектурная композиция южного фасада рассчитана на восприятие здания театра при переходе к нему из нижней части города по ул. Ленина, а также в панораме Улан-Удэ со стороны рек. И наоборот, с обширной смотровой площадки открываются прекрасный вид на нижнюю часть города, горные хребты на дальнем плане.

Прямоугольное в плане здание театра оперы и балета имеет замкнутую систему, что свойственно для крепостной архитектуры тибетских храмов. В буддийской архитектуре есть традиция кругового обхода здания. Возможно, поэтому здание театра доступно для прогулки по всему периметру.

Как известно, первоначальный проект театра не был принят общественностью, главным пожеланием которой было отражение бурятских декоративно-художественных традиций. Такое условие поставило перед архитектором весьма сложную задачу. И найти решение можно было только с помощью воплощения в этом здании национального стиля. Для его разработки была проведена колоссальная работа. Художники Георгий Иосифович Рублев и Борис Вячеславович Иорданский изучили все доступные в то время образцы народного прикладного искусства, которые имелись на территории Бурят-монгольской АССР и разработали орнаменты, которые украшают здание по всему периметру. Это орнамент, расположенный с внутренней стороны карниза и орнамент проходящий по верхнему краю декоративного руста здания а также постаментов пятифонарных канделябров перед северным фасадом театра. Первый представляет собой декоративное облако часто встречающееся в буддийской танке с традиционными мотивом «бараний рог» по краям. Второй – растительный орнамент, напоминающий распустившийся степной цветок. Он также похож на образец узора ковров из альбома «Бурятский бытовой орнамент». Людвиг Карлович Минерт из декора фасадов особым изяществом и фантазией отметил ажурную орнаментальную композицию ворот, ее литых деталей на сварной конструктивной основе, так же лепной свободный орнамент на ограде внутреннего дворика.

Внимание в экстерьере здания также следует уделить скульптуре. Традиционно крыши дворцов, административных и общественных зданий украшались конной скульптурой. Часто это были квадриги, где лошади были расположены в один ряд и запряжены в одну упряжь, которой стоя в двухколесной колеснице правил крылатый Гений или Апполон. На крыше портика театра оперы и балета Бурятии тоже стоит конная скульптура, но ее образ складывается не из европейской традиции, а из национального образа местных жителей. Над антаблементом портала театра оперы и балета Бурятии возвышается аллегорическая группа всадников – мужчина и женщина со знаменем, автор – А.И. Тимин. Всадник и всадница под развернутым на вздыбленных конях являются символом народа Бурятии. Для создания этой работы скульптору позировали реальные деятели культуры и искусства БМ АССР. Но с большого расстояния лица человеческих фигур невозможно различить. Поэтому портретная функция монументальной скульптуры имеет только мемориальное значение.

В 2000 г. с правой крайней стороны восточного фасада слева от главного входа была установлена скульптура «Красавица Ангара» (рис. 11), автор скульптор- монументалист Александр. Миронов. Двух фигурная композиция располагается пьедестале высотой 1,5 м, общая высота составляет около 3,5 м. Материал – бронза. Вокруг круглой скульптуры в форме подковы поставлены скамейки. Театральные портреты в рост легендарных артистов театра Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева в образах Ангары и Енисея из балета «Красавица Ангара. Выбор личностей и образов, в которых они изображены не случаен. В 1972 году балет "Красавица Ангара" был удостоен Государственной премии Российской Федерации имени М.Глинки. Создатели спектакля и главные исполнители получили звания лауреатов Госпремии России. На сцене Бурятского театра оперы и балета спектакль «Красавица Ангара» ставился свыше 500 раз. Таким образом, скульптура А. Миронова является одним из символов Бурятского академического театра оперы и балета и уже неотъемлемой частью архитектурно пространства театра.

Смена руководителя архитектурного проекта в процессе строительства определенным образом отразилось на облике здания. Минерт в своем анализе намекает на неравноценность некоторых сторон архитектурного решения. Но, указывая на композиционные недостатки фасадов здания, следует помнить о градостроительных, культурных и эстетических задачах того времени, которые стояли перед архитектором. Обязательное условие отражения национальных особенностей республики в свою очередь вносило значительные коррективы в первоначальный вариант здания. Возможно, в этом кроется корень постоянного спора о большей выразительность между северным и южным фасадом. Не смотря на многочисленные размышления, главным остается северный, где располагается главный вход в здание. Его конструктивная основа сочетает в себе начало неоклассицизма и буддийской архитектуры республики. Плотно размещенные декоративные элементы как на внешней стороне портала, так и в глубине его говорят гораздо красноречивее простых форм пяти пролетной воздушной аркады. Круглая скульптура и монументальная группа над порталом создают особое пространство, которое напоминает о функции здания и его культурном назначении.

Внешний облик сооружения и его образ соответствуют функции, которое несет театральное здание. А именно: обеспечение условий для успешного выполнения театральным искусством своего высокого назначения, для всестороннего гармонического развития личности - подлинного богатства духовной культуры.

Организация пространства основных общественных и служебных помещений в театральных зданиях традиционна: вестибюль ведущий в фойе, по краям которого располагаются буфеты и туалетные комнаты, затем зрительный зал, сценическая коробка и примыкающие к ней служебные помещения. Площади главных и вспомогательных помещений театра совмещены в целях экономии пространства. Но их функции при этом не нарушают друг друга.

Роспись потолка фойе первого этажа подчеркивает балки, на которые опирается потолок (рис.12). Их боковые поверхности оставлены белыми, а роспись горизонтальной поверхности в сочетании с полукруглым пространством фойе увеличивает конструктивное сходство интерьера театра с интерьером бурятской юрты, где потолок держится на жердях, которые лучами сходятся к круглому отверстию дымохода над очагом в центре. Цвет росписи балок – желтые узоры на красном фоне – только усиливает эффект сходства. Пространство потолка между балками тоже расписано. В каждом трапецевидном отделении находится композиция из пяти прямоугольных орнаментальных пятен преимущественно золотого, красного и зеленого цвета на нейтральном фоне пастельных оттенков желтого, розового и зеленого, где сплетены бурятские национальные мотивы («бараний рог», «плетенка» улзы и разнообразные завитки на растительную тематику) и советская символика. Темно-зеленый геометрический рисунок полностью обновленного пола делит его на равные трепецеобразные сегменты. Каждый из них содержит одну и ту же композицию из растительных и геометрических орнаментов зеленого, светло-розового и светло-желтого цветов на сером фоне

Богатое оформление получило пространство лестниц. Плитка пола с наборным рисунком, новые гранитные ступени, высокие зеркала, не уступающие в ширине ступеням самой лестницы, литые узорные балясины перил, цветные витражи с силуэтами бурятских лучников и танцовщиц пятислойного травления в центре. И, наконец, трех ярусные люстры, свисающие с потолка третьего этажа.

Радиаторы по всему зданию спрятаны за декоративными литыми решетками. Их рисунок повторяет бурятские узоры, которые традиционно украшают предметы быта, в частности ковры.

Пространство второго и третьего этажа организовано таким образом, что движение зрителей направлено к двухсветному фойе второго этажа, где располагается цветной горельеф «Дружба народов», скульптор Александр Иванович Тимин (рис.13). Ширина скульптурной композиции 6 м, высота вместе с пьедесталом 3 м, высота от поверхности стены составляет 30 см. Скульптура из гипса и состоит из пятнадцати человеческих фигур в натуральную величину. В том числе взрослые и дети, мужчины и женщины, рабочие и колхозники, военные и крестьяне. Пьедестал горельефа облицован искусственным мрамором. Там же расположились два ключевых орнамента экстерьера здания: мотив облака в середине и два цветка права и слева от него. Над горельефом располагается прямоугольное окно выходящее в портал главного входа. Цветной витраж и герб Бурят-Монгольской АССР сделанный в технике пятислойного травления восстановлены по первоначальным эскизам. Интерьер небольшого в плане, высокого двухсветного фойе носит парадно-монументальный характер. И главное вниманием в нем привлекает горельеф, который доступен для обзора также с балкона фойе третьего этажа. Оттуда же выгоднее всего рассматривать роспись потолка (рис.14). Роспись потолка двухсветного фойе делит его на три равные части. Две крайние из них по средством живописи создает иллюзию кессонированного потолка. В каждом из кессонов художник В. Бордиченко. разместил фигуры людей в национальных костюмах. Среднюю квадратную часть занимает пространственно-иллюзорное изображение светового колодца, по краям которого расставлены человеческие фигуры в традиционных бурятских костюмах. На фоне голубого неба эффектно развиваются высокие флаги. Тема росписи – Сурхарбан – летний праздник большинства монголо-язычных народов, главной частью которого были состязания по трем национальным видам спорта: стрельбе из лука, борьбе и скачкам на лошадях. Поэтому в сильном ракурсе фигуры празднующих людей располагаются вокруг изображений участников состязаний. А именно: лучника, натянувшего тетиву, борцов, сцепившихся в поединке, и наездника, чей конь запечатлен в высоком скачке. Работа Бордиченко венчает объемно-пространственную композицию двухсветного фойе. Использование советской символики здесь минимально, а мотивы изображения несут в себе еще и повествовательную функцию, рассказывая об одной из сторон образа жизни бурятской культуры.

То же настроение праздника что и в двухсветном фойе передано в Росписи плафона зрительного зала (рис.15). Центр плафона занимает большая литая орнаментальная розетка с подвешенной к ней многоярусной люстрой конической формы. Нарисованные металлические тяги создают иллюзию того, что люстра висит под потолком, а не прикреплена к нему. Эти же тяги часто ассоциируются с деревянными жердями потолка бурятской юрты. С внешней стороны роспись плафона обрамляют иллюзорные килевидные арки, пространство между которыми заполнено мотивами национального бурятского орнамента. В композиции плафона совмещены различные сцены жизни республики, показаны природные богатства края. Изображенная здесь архитектура является отчасти фантазией художников на тему архитектуры театра, и одновременно включает узнаваемые образы реальных сооружений города Улан-Удэ. Из-за большого количества объектов, изображенных на плафоне и наполняющих их пространство человеческих фигур, композиция росписи получилась несколько перегруженной. Тем не менее, пространственный живописный плафон хорошо сочетается с архитектурой зала. Композиция которого, его форма и пропорции, размещение мест, архитектурно-декоративные средства своеобразны и находятся в достаточно органичном единстве. Праздничность интерьера усиливается колоннадой, располагающейся по периметру стен, разнообразными архитектурно-декоративными элементами лож справа и слева от сцены, а также шитым занавесом. Над порталом сцены располагается скульптурная композиция: герб в окружении знамен и музыкальных инструментов, автор архитектор В.А. Калинин.

Иорданский среди своих монументальных работ 40-50 гг выделяет роспись плафона в зрительном зале театра в Улан-Удэ, над которой художник работал вместе с Г Рублевым в период с 1947 по 1952 г.

С. Иваницкий в своей статье подмечает, что работа художнков выполненная в технике темперы вобрала в себя характерные для эпохи 50-х годов сильные и слабые стороны монументального мышления. Барочный пафос беспредельного пространства, осваимого людьми, выявлен с помощью распространенного тогда композиционного приема: взята очень низкая точка зрения флагштоки неудержимо рвутся ввысь, а человеческие фигуры даются в эффектных ракурсах. Желание полнее выразить тему строительства новой жизни в Бурятии реализовано в реалистически трактованной многофигурной сцене, где каждый из персонажей должен олицетворять собою труд рабочих, земледельцев, рыбаков, творческой интеллигенции и т.д. [12, с.12]

Огромное количество декоративных элементов с включением национальных орнаментов и мотивов буддийского искусства, делают строгий классицистический интерьер комфортным для постоянных зрителей и гостей театра. Так художникам удалось сохранить классический интерьер, включив в него национальные мотивы.

Плафон, как центральный объект декора интерьера, является воплощением образа театра оперы и балета Бурятии в монументальной живописи. Он содержит в себе не только повторения внешнего облика театра как памятника архитектуры, но и образ Республики и ее столицы, города Улан-Удэ.

Из выше изложенного анализа архитектуры театра начиная с его конструктивных основ и заканчивая элементами декора, его внешнего и внутреннего убранства предпринята попытка вывести методы синтеза традиционного европейского и национального в одном архитектурном объекте. Театральные здания лучше всего подходят для подобного сплетения региональных особенностей и общемировых устоявшихся схем. Театр – искусство синтетическое. Так и театральные сооружения призваны соединять в себе разнообразные традиции зодчества, скульптуры и живописи не только на сцене, но и в собственной архитектуре.

Первый метод, который был определен – это механическое соединение идентичных конструкций разных традиций зодчества в единую форму с сохранением функции. Этот метод отлично использован в портике главного входа в театр. Второй метод – нахождение схожих архитектурных объемов и взаимообмен их декоративного оформления. Удачным применение этого метода являются пилоны южного фасада здания театра. И, наконец, третий метод: вплетение в европейскую традицию декорирования интерьера и экстерьера национальных сюжетов и мотивов. Как это было сделано в росписи плафонов зрительного зала и двухсветного фойе, когда характерные типажи представителей местного населения всех слоев общества стали героями монументальной живописи. Не скрытые конструкции балок потолка получили верное с функциональной точки зрения осмысление через практику возведения национального жилища.

Главным отличием национальной архитектуры является стремление воплотить и сохранить культурные ценности различного характера. Будь то традиции приготовления пищи и соответственно обустройства кухни. Или же порядок устройства семьи, что в свою очередь диктует определенное расположение и соотношение площади рабочего пространства и зоны отдыха. Не говоря уже о культовых и религиозных сооружениях, храмах и гробницах, где все, вплоть до строительных материалов имеет свое особенное значение.

Во вступительной части доклада говорилось, что удачные решение проходя проверку временем остаются неизменными. Что и произошло со зданием театра оперы и балета Бурятии. Но в данной ситуации следует понимать, что настоящее здание имеет в равной мере как практическое, так и мемориальное значение для местных жителей.

  

  

1.Архитектор Федоров Н.А. Строительство театра, 1950 г.

  

2.Архитектор Федоров Н.А.

Здание театра, Северный и западный фасады.1953 г.

  

3.Архитектор Федоров Н.А. Северо-западный фасад. 2005 г.

 

  

4. Архитектор Федоров Н.А. Бурятский театр оперы и балета

Южный фасад

 

  

 

5. Архитектор Федоров Н.А. Бурятский театр оперы и балета

План 1-го и 2-го этажей.

 

  

6. Архитектор Федоров Н.А. Бурятский театр оперы и балета

Северо-восточный фасад

  

7. Буддиские дацаны на территории Бурятии конца 19в.

 

  

8. Юрта

 

  

9.Бордюр здания

 

  

10.Орнамент

 

  

11. «Красавица Ангара», скульптор А. Миронов.

 

  

12. Фойе первого этажа

 

  

13. «Дружба народов», скульптор А.И. Тимин

 

  

14. Плафон двухсветного фойе второго этажа

 

  

15. Плафон зрительного зала

 

 

  1. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М.: советский художник, 1983.
  2. Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1988.- 256 с.
  3. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1983.
  4. Найдакова В.Ц. Г.Ц. Цыдынжапов: Материалы и воспоминания: Сб. статей – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990.- 96 с.
  5. Очирова Т.Н. А.И. Тимин. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 72 с., ил.
  6. Толстой В.П. Советская монументальная живопись. – М.: Гос.изд. «Искусство», 1958
  7. Ходорковская Л.С. Бурят-монгольский театр. Очерк истории. М.: Гос.изд. «Искусство», 1954.
  8. Швидковский О.А. Гармония взаимодействия: (Архитектура и монументальное искусство).- М.: Стройидат, 1984. – 280 с., ил.
  9. Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда/Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. – М.: Изобраз. искусство, 1988.-  464 с.; ил.

10.  Синтез искусств и архитектура общественных зданий. Сб.ст. – М.: Сов.художник, 1978.- 200 с.

11.  Архитектура СССР, №10_1979

12.  Художник, №9_1976

13.   Бурятский бытовой орнамент. Улан-Удэ, Бурят.кн.изд-во, 1974.

14.  Бурятский народный орнамент. Составитель Ф.И. Балдаев. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1972. – 49 с.

15.  Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева.