ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОДЕССЕ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Рынок туризма.

 

Карплюк Д.A.,

магистрант кафедры экономики и управления туризмом

Одесского национального экономического университета  

 

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ  ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОДЕССЕ


Анализ внешней среды является одной из составных частей определения   конкурентоспособности предприятия на рынке. Под внешней средой понимают такие условия, факторы, события, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние. К главным характеристикам внешней среды относится анализ конкурентов, требований рынка, законодательная основа и общая экономическая ситуация.

Спрос на услуги гостиниц зависит от степени развития туристического бизнеса, от привлекательности дестинации, в которой располагаются данные средства размещения. По этим показателям Одесса не использует всех своих возможностей для привлечения туризма, связанного с отдыхом и развлечениями.

В 2011 году в Одессе функционировало 107 отелей разных категорий, при этом уровень обеспеченности города гостиничными номерами составил 3,51 на 1000 жителей, что намного ниже среднеевропейского показателя, равного 10 номерам. Следует отметить, что 13 одесских гостиниц  сертифицированы на категории 4-5*, а более 76% объектов размещения являются внекатегорийными. 

К числу внешних факторов, влияющих на развитие гостиничных предприятий Одессы, относятся политические, экономические, социально-культурные, технологические, нек. др. Рассмотрим их более подробно.

Среди политических факторов следует отметить взаимоотношения между странами, которые могут содействовать или, наоборот, препятствовать туристическому обмену между ними. Так, развитию туризма способствуют урегулирование разногласий между государствами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ. Однако в настоящее время в Украине наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с многочисленными отказами в получении шенгенских виз. Согласно статистическим данным, если раньше отказов было около 10%, то сейчас 20%. Что касается Одессы, то местным жителям отказывают в получении шенгенских виз в первую очередь из-за их финансовой несостоятельности. Официальной причиной отказа чаще всего является то, что человек не всегда может доказать, что вернется обратно на родину. Поэтому в среднем 3,43% одесситов не получают визы. Также у работников консульств стран, входящих в  шенгенскую зону, вызывает недоверие тот факт, что украинский паспорт часто получают выходцы из стран третьего мира [1].

Политика государства по привлечению инвестиций обычно включает в себя два основных аспекта: финансовый и имиджевый. Финансовая составляющая заключается, главным образом, в предоставлении налоговых льгот, субсидий и иных преференций для инвесторов. В 2010 году в Украине были предприняты попытки активизировать инвестиции в гостиничное строительство. Так, Налоговым Кодексом предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль гостиниц категорий 3-5* сроком на 10 лет. Данная мера касается отелей, которые введены в эксплуатацию путем строительства либо реконструкции, начиная с 01.01.2011 г. При этом доход от реализации услуг размещения путем предоставления номера для временного проживания должен составлять не менее 75% совокупного дохода данного предприятия за отчетный период [2]. Суммы средств, высвобожденные от налогообложения, должны направляться гостиницами на увеличение объемов оказания услуг, переоснащение материально-технической базы, внедрение новейших технологий, связанных с основной деятельностью такого налогоплательщика, и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним. В случае нарушения требований относительно целевого использования высвобожденных от налогообложения средств гостиница обязана увеличить налогооблагаемый оборот по этому налогу, а также уплатить пеню [3].

Суть имиджевой составляющей состоит в том, что компания, которая пользуется государственной поддержкой, в некоторой степени защищена от политических рисков, проходит процедуру получения льгот, а значит, финансово стабильна и прозрачна, ведёт приоритетную для региона деятельность и, как следствие, находится в сфере стратегических интересов города. Наличие огромного культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение города на мировой рынок культурных и туристических услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, а также отсутствие финансирования активных рекламных маркетинговых кампаний. В связи с этим мэрия разработала комплекс мер по повышению привлекательности Одессы как туристического центра. К основным мероприятиям относятся: создание бренда Одессы,  улучшение инфраструктуры города, реставрация исторических памятников архитектуры [4].

Экономические факторы.  Спрос на гостиничные услуги в Одессе являются неравномерными, что обусловлено экономическими, демографическими, природно-климатическими условиями. Очень часто он зависит от сезона в Одессе, дней месяца и даже недели. Поэтому все средства размещения должны иметь определенный резерв номерного фонда в Одессе, а также материальных и трудовых ресурсов, чтобы оперативно и эффективно реагировать на его колебания.

Тенденции рынка гостиничных услуг. Специалисты отмечают, что целью прибытия более 55% гостей города Одесса являлся отдых и развлечения. Доля представителей делового туризма, главной аудитории высококлассных отелей, превышает 33%.

Экономический кризис. С одной стороны, следствием кризиса является нестабильность валютного курса и рост процентных ставок, что в свою очередь усложняет доступ к источникам заёмных средств. Но, с другой стороны, в условиях кризиса и неопределенности компании с большей готовностью идут на контакт и сотрудничество с целью получения дополнительных преимуществ без существенных финансовых затрат.

Конкуренты. Говоря о гостиничном бизнесе, следует отметить, что большую роль здесь играют отраслевые стандарты, что приводит к постепенному исчезновению видимых различий между конкурентами. Особенно ярко это отражено в сегменте пятизвёздочных отелей, предлагающих во многом схожие наборы услуг с минимальными отличиями. Поэтому все большую роль начинают играть такие нематериальные факторы, как качество услуг и атмосфера в отеле, поскольку именно они, в основном, служат критериями для дифференциации отелей.

Социально-культурные факторы. Демографическая ситуация.  Согласно статистической информации, по состоянию на 01.01.2011 г. в Одессе проживал 1 009 тыс. чел. За 2010 год население сократилось на                      3,5 тыс. чел. Миграционный прирост составил 2,3 тыс. чел. По показателям плотности населения Одесса занимает первое место среди городов Украины (6312 чел./км2) [5]. Увеличение трудоспособного населения происходит за счет молодежи. Данное обстоятельство сможет оказать позитивное влияние на гостиничную отрасль, поскольку большую часть персонала, занятого в этой сфере, составляет именно молодежь.

Изменение общественных ценностей. В последние годы  отмечается изменение культуры потребления и растёт потребность в предоставлении высококачественных услуг. В связи с этим повышаются требования к отраслевым стандартам качества. Это приводит к почти полному исчезновению различий между конкурентами, что особенно характерно для гостиничного бизнеса.

Технологические факторы. В современных условиях развитие коммуникаций оказывает огромное влияние на развитие бизнеса в целом и, в частности, на гостиничную отрасль. Во-первых, упрощается доступ к информации об отеле, появляется возможность быстро и с минимальными затратами забронировать номер, предварительно ознакомившись с перечнем услуг. С другой стороны, с появлением и развитием телемостов появляется возможность уменьшить число командировок и связанных с ними затрат, а также сократить временные издержки, связанные с проведением совещаний и конференций.

Развитие технологий в области хранения информации. В настоящее время является возможным создание баз данных как для сбора сведений о клиентах, так и для хранения информации, необходимой менеджменту компании. Кроме того, с развитием глобализации ускорился процесс интеграции баз данных различных компаний во всеобщие корпоративные информационные сети. Эти достижения имеют особое значение для гостиничного бизнеса, поскольку помогают упорядочить информацию о клиентах отеля и сделать так, чтобы обслуживание каждого из них максимально удовлетворяло их индивидуальным предпочтениям. В свою очередь, персонифицированный подход к клиентам увеличивает их лояльность по отношению к отелю или бренду.

Влияние любого из перечисленных выше факторов сказывается, прежде всего, на коэффициенте загрузки  отеля. Это важнейший показатель работы гостиницы, определяющий ее рентабельность. В настоящее время  наблюдается постепенное снижение этого коэффициента. Это вызвано строительством все новых и новых отелей, благодаря чему предложение гостиничных услуг в целом превышает спрос на них. Средний коэффициент загрузки составляет около 60%, что почти на грани рентабельности. У каждого отеля существует собственный график коэффициента загрузки и администрация должна применять соответствующие меры для выравнивания колебаний этого показателя. Коэффициент загрузки зависит от многих факторов. Однако непосредственной  связи между величиной тарифа и коэффициентом загрузки не существует: например, отель со средним  тарифом 60$ может иметь коэффициент загрузки 62%, а гостиница с тарифом 100$ - 75%, хотя экономическая теория предполагает увеличение спроса на услуги по мере снижения их стоимости. Однако применительно к одному отелю подобная зависимость может наблюдаться: снижение тарифа ведет к некоторому увеличению загрузки [6].

Литература:

1. Украинцам отказывают в визах из-за отсутствия денег / Новости туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://travel.mail.ru/news/60896.

2. Податковий кодекс України : за станом на 1 січня 2012 р. / Верховна Рада України. – Офіц. вид. – К. : Парлам. вид-во, 2012. – (Бібліотека офіційних видань).

3. Щодо підтверджуючих документів та порядку застосування готелем пільг з податку на прибуток : лист ДПАУ [Електронний ресурс] – Режим доступу: http://www.sta.gov.ua.

4. Кутецкая Д. Обзор рынка гостиниц / Д. Кутецкая //  Эксперт.UA [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=2971.

5. Одесса – один из самых густонаселенных городов Украины / Репортер [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.blackseanews.net/read/13308.

6. Факторы, воздействующие на развитие туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.turizmpomiru.ru/razvitie-turizma/242-faktory-vozdejstvuyushhie-na-razvitie-turizma.html.