РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ПОД- СЕКЦИЯ  3. Религиоведение.    

Сергеев В.П.

Священник, Уфимская епархия РПЦ МП   

 Аспирант, ПСТГУ

РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ


   Государство является, по сути, социальным институтом  и призвано к решению всех проблем его жизнедеятельности, поэтому не может быть индифферентно к религиозным явлениям общества. С другой стороны именно идеи определяют формы государственного устройства, структуры власти и проч. Религиозные идеи исторически являлись определяющими в этой области, поэтому государство вынуждено непрерывно и тщательно отслеживать религиозно-общественные процессы. Однако сложность заключается в том, что эти процессы настолько разнообразны и не формализованы, что государство видит свое участие в них через выстраивание государственно-церковных отношений.

   На современном этапе сложился солидный пласт научной литературы, описывающий государственно-церковные отношения во многих аспектах.  Наиболее мощным представлен слой историографической литературы. Значительный объем посвящен исследованиям о религиозно-общественных явлениях. К этой области напрямую относятся дисциплины по таким направлениям как философия, религиоведение, этнология. Кроме этого существует пласт хотя и не относящийся к научной литературе, однако достаточно широко использующийся исследователями в качестве источников. Это многочисленные летописи, жития, сказания и.т.п.

   Сравнительная классификация данного раздела [1] показывает, что наименее проработанным остается участок исследований о влиянии религиозно-общественных явлений на государственно-церковные отношения, хотя с точки зрения государства именно это направление должно представлять главный интерес.

   Этот парадокс объясняется характером материала, в котором действительно достаточно сложно вычленить факты, характеризующие данное явление, поэтому проблематику вопроса удобнее рассматривать с позиций мотивации государственных органов.

   Отметим наиболее существенные факторы оказывающие влияние и мотивирующие определенные действия органов государства:

   Первый можно назвать условно «массовость» явления. Широкие общественные богослужения и разного рода религиозные собрания. Это такие явления, когда организованным образом формируется мнение значительной части общества. Из этого рода факторов наибольшим вниманием пользовались крестные ходы, поскольку в данном случае общество проявляло активное участие, физически выражая свое мнение.

   Вторую группу явлений можно назвать «идеологической». Эти факторы относятся к содержанию религиозного учения, точнее, к тому насколько оно совпадает принципами гражданского общества, правовыми положениями и идеологией государства. Очевидно, что эти явления не равнозначны и являются весьма проблематичными.

   Третья группа относится к «традиционности». Насколько традиционны те или иные религиозно-общественные явления, настолько они прогнозируемы и в будущем.

   Существует и четвертая группа, которую можно условно назвать как «чрезвычайная». Эти явления характерны для особых случаев, когда государство напрямую заинтересовано в религиозной активности общества. Обыкновенно это происходило в периоды масштабных бедствий: засуха, голод, холера и проч.

   Все эти проблемы практически всегда актуальны со времен образования государств, но наиболее контрастно они проявляются в переломные моменты, когда происходят не только крупные структурные изменения, но возникают и гражданские противостояния. В это время в архивах откладывается обильный материал, позволяющий произвести детальную оценку этого явления.

   Например, таким моментом можно назвать период первых лет Советской власти. Уже 3 февраля 1918 года своим декретом о свободе совести [2, с. 29-30] дополненное инструкцией Наркомюста от  24 августа 1918 г. "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Советское государство лишает церковь  собственности и юридических прав [3, с. 429]. В марте следующего года VIII съезд партии РКП(б) утверждает фактически антирелигиозный терроризм [4, с. 49]. Открывается ряд кампаний: изъятие церковной собственности, вскрытие мощей, расстрел крестных ходов, которые сопровождались безудержной антирелигиозной пропагандой.

   Именно в это время в архивах откладывается масса документов отражающих поразительное влияние религиозно-общественной  «массовости» на государственно-церковную политику в условиях безудержного террора. По этим материалам можно детально проследить как многочисленные крестные ходы, протесты и другие подобные явления заставили Советскую власть задуматься о новой антирелигиозной политике, суть которой сводилась к долговременному, постепенному и постоянному сокращению всех религиозных форм общественной жизни. Так на примере почитания святынь в Уфимской епархии нами была исследована роль этого фактора в формировании региональных государственно-церковных отношений [5].

    Вторая группа, условно обозначенная нами как «идеологическая» достаточно контрастно проявляется в период активизации обновленчества и многочисленных расколов и течений. По архивным материалам эту группу факторов можно проследить по многочисленным воззваниям отпечатанных в государственных типографиях и заявлений  в органы ОГПУ. Здесь кратко и в яркой форме излагается идеология религиозной группы, обосновывается соответствие ее  государственной идеологии, а порой даже целям и задачам коммунистической партии. Так, например, в воззвании за № 2074 от 10.12.1924 г. Уфимского епископа Иоанна (Пояркова), староцерковного направления говорится, что Самодержавие было капищем 3-х идолов а «Гроза Революции» блистала молниями Высшей правды. Поэтому священникам предписывалось прекратить всякое противодействие начинаниям Советской власти, устранить из приходских правлений представителей капитализма и согласовать церковно-приходскую школу с воспитанием без религии [6, л. 131 об.]. Другие течения также не упускали возможности использовать идеологические факторы воздействия. Например, представители обновленчества в своем заявлении от 24.06.1926 г. убеждали НКВД в приверженности идеям Советской власти. Они утверждали, что крестные ходы с чудотворными иконами способствуют воспитанию верующих как лояльных граждан Советской власти честно и добросовестно выполняющих обязанности перед Законом. В результате добились полного контроля над крестными ходами с 7-ю чудотворными иконами [7, л. 38].

   Факторы традиционности находят подтверждение в материалах архивов, где откладывались многочисленные просьбы духовенства. Так, тот же Уфимский епископ Иоанн (Поярков) в январе 1928 года ссылаясь на то, что с «древне-чтимой и явленной» иконой мученицы Параскевы Пятницы крестный ход совершался в Уфимском районе уже более 100 лет, а с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, почитаемой еще с начала XVII века, проходил более 70 лет добивается разрешения на проведение  крестных ходов с чудотворными иконами [8, л. 18, 22-23]. Показательно, что в период обострения антирелигиозной политики 1928-33 гг. фактор традиционности постепенно стал играть ключевую роль в сохранении открытых форм религиозно-общественной активности [9].

   Интересно, что в условиях атеистического государства имеются факты проявления даже четвертой группы «чрезвычайных» факторов. Так в 1921 году в феврале разразился страшный голод, охвативший в Башкирии 2,5 млн. человек [10, с. 237]. Верующие Успенской церкви города Уфы в память избавления от голода получили разрешение от властей  проводить ежегодный крестный ход по домам прихожан с иконой Божией Матери «Утоли моя печали с 12 по 24 июля. В 1925 году священники Покровской церкви города Уфы добились разрешения от Башкирского ЦИКа на совершение крестного хода по зараженным районам Башкирии по причине широкой эпидемии,  в течение года, начиная с 30 ноября. Интересно, что при этом властями оговаривалось, что в районах, не пораженных болезнью, крестный ход мог продолжаться не более 2-3 месяцев [7, л. 24, 44].

   Конечно, все эти группы факторов оказывали воздействие не равномерно и в разных пропорциях, однако материалы доказывают, что их влияние было заметным явлением в политической жизни антирелигиозного государства, существенно корректируя государственно-церковные отношения. Таким образом, очевидно, что выявленные связи в экстремальных ситуациях могут быть весьма характерны в условиях демократического государства и поэтому требуют более пристального научного изучения.

   Литература:

1. Сергеев В.П. К вопросу классификации исследований государственно-церковных отношений // Современные проблемы изучения истории Церкви.  Международная научная конференция: Тезисы докладов. М.: МГУ, 2011. С. 221-224. 

2. Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. – М.: 1996.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8, изд. 9-е, доп. и испр. М.:1985.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.2. М.: 1970.

5. Сергеев В.П. Особенности формирования Государственно-церковных отношений в Уфимской епархии в период 1918-1959 гг. Журнал “Современная наука” №1 (4) 2011.  С-Пб.:2011. С. 126-130.

6. ЦГИА РБ Ф. Р-4797. Оп. 1. Д. 2.

7. ЦГИА РБ Ф. Р-1252. Оп. 1. Д. 775.

8. ЦГИА РБ. Ф. 168. Оп. 1. Д. 257.

9. Сергеев В.П. Открытое почитание святынь в Уфимской епархии в условиях репрессий 30-х годов. //Проблемы истории, филологии, культуры. №1(31) 2011. Магнитогорск:2011. С.126-135.

10. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.