ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

 

 

Козловская С.Н.

доцент, кандидат психологических наук,

доцент кафедры теории и методологии социальной работы

Российского государственного социального университета

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ

 

 

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Определяющим ресурсом социально-экономического развития  государства в целом, отдельно взятого региона, муниципального предприятия или современной фирмы, выступает человеческий капитал, качество которого характеризуется рядом требований, в частности это  высокий уровень квалификации специалиста, его способность оперативно принимать творческие и обоснованные решения, самостоятельность и ответственность, способность адаптироваться в современных условиях, используя в работе инновационные технологии и подходы, с учетом динамично развивающейся социально-экономической системы государства.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Концепцией «Инновационной Россия-2020» и Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №163-р, Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Главной задачей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации. Основным требованием Программы для высшего профессионального образования является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развитие системы оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Образовательная среда Российской Федерации в современных условиях активно подвергается воздействию процессов модернизации, проводимые преобразования непосредственно затрагивают и структуру, и функции сложившейся системы образования, а также основные содержательные характеристики и технологии обучения.

Подготовка по специальностям и направлениям высшего профессионального образования социального профиля была начата в нашей стране 1991 году. За сравнительно короткий срок существования она приобрела впечатляющие масштабы. Активно развивается система дополнительного образования работников социальной сферы, а также аспирантская и докторантская послевузовская социально-ориентированная подготовка. Всё это свидетельствует о формировании в Российской Федерации системы непрерывного социального образования и подтверждает, что вопрос социального образования в современной России возведен в ранг проблемы общества и государства.

В настоящее время все еще отмечается дефицит социальных работников в стране, а с ростом благосостояния страны потребность в этих специалистах будет только возрастать. Поэтому подготовка кадров для социальной сферы нуждается в кардинальном улучшении и должна рассматриваться в качестве приоритетной задачи.

Кроме того,  в современных условиях главным и перспективным содержанием социального образования становится реализация правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов поэтапного решения социально-образовательных проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом значимая роль отводится интеграции результатов научных исследований в многоуровневую систему непрерывного профессионального социального образования.

Социальное образование терминологически и содержательно стало ответом на вызовы времени и результатом инновационного творчества группы учёных и специалистов во главе с академиком РАН В.И. Жуковым [1,3], усилиями которых в ноябре 1991 года создан Российский государственный социальный институт – первый и единственный в России вуз социального профиля.

Официальное утверждение ведущей профессии в системе социального образования – «социальная работа» – позволило юридически оформить новое направление в развитии отечественной высшей школы и приступить к изучению международного опыта социального обновления, моделей социальной защиты населения, процессов построения социального государства, а также социальной истории народов России.

В узком смысле социальное образование направлено на обучение и воспитание личности, сориентированной на профессиональную деятельность в социальной сфере. Вместе с тем, социальное образование является не только компонентом государственной системы высшего профессионального образования, но и институтом гражданского общества, выполняющим ответственную социально-гуманитарную, научно-образовательную миссию.

В современных условиях главным и перспективным содержанием социального образования становится реализация правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования социальных, психологических, социологических, экономических, правовых и иных методов поэтапного решения социально-образовательных проблем, в том числе проблем, возникающих в ходе рыночных преобразований.

Становление социального образования как качественно нового и самостоятельного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием современной системы социальной защиты населения и необходимостью обеспечения страны корпусом высококвалифицированных специалистов с новой культурой социального мышления, поведения, профессиональной деятельности.

С момента создания факультет социальной работы, педагогики и ювенологии (далее Факультет) формировался как учебно-методический и научно-исследовательский центр, обеспечивающий инновационность развития социально-образовательной деятельности.

Факультет обладает мощным ресурсным потенциалом, позволяющим поддерживать высокую конкурентоспособность на рынке образовательных услуг:

-                   сложившаяся система фундаментальных направлений подготовки: ряд образовательных направлений и программ не имеют аналогов в отечественной и зарубежной практике.

На Факультете  совместно с УМО вузов России по образованию в области социальной работы разработаны более 20 учебных планов по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавр), 4 учебных плана по направлению подготовки «Социальная работа» (магистр), 1 учебный план по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (бакалавр), 1 учебный план по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистр), 1 учебный план по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»  (бакалавр), 1 учебный план по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»  (магистр) и рабочие программы дисциплин в соответствии с переходом к ФГОС ВПО третьего поколения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация (степень) бакалавр) отмечается, что реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, которые имеют, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью.

–        высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, являющийся важнейшим условием, определяющим качество подготовки бакалавров. На факультете трудятся доктора наук, профессора, в том числе академики и член-корреспонденты российских и международных академий, кандидаты наук, доценты. В целом преподавателей, имеющих ученую степень 91% от общего состава.  

–        активное распространение результатов своей деятельности среди профессионального сообщества, включая регулярное проведение международных и всероссийских научно-практических конференций, семинаров, конгрессов и симпозиумов по социальным проблемам, деятельности на базе РГСУ: Международные конгрессы «Российская семья»; Социальные и социально-педагогические конгрессы; Ежегодные Рождественские чтения; Ежегодные годичные чтения факультета социальной работы, педагогики и ювенологии; Ежегодные годичные научные чтения РГСУ; участие в общественных объединениях Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Международной макаренковской ассоциации, Ассоциации социальной работы и социальной педагогики.

–                        результаты исследований опубликованы в научных трудах ученых. Среди них – «Социальная педагогика» (Мардахаев Л.В.),  Современные педагогические парадигмы и их использование в учебном процессе университетского комплекса социального профиля (Мардахаев Л.В, Никитина Н.И., Старовойтова Л.И.), Социальная квалиметрия и стандартизация социальных услуг (Топчий Л.В.), Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика (Топчий Л.В.) и другие востребованные отечественными и зарубежными теоретиками и практиками.

–                        последовательно проводимая линия на внедрение результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в практику социальных преобразований подтверждается активным участием научно-педагогических сотрудников Факультета в экспертном и аналитическом сопровождении государственных и межгосударственных программ. Основным ядром деятельности Факультета являются фундаментальные и прикладные исследования по таким актуальным проблемам, как  «Технологии работы с семьями «группы риска» в Центрах помощи семье и детям», «Современные педагогические парадигмы и их использование в учебном процессе университетского комплекса социального профиля» и другие.

–                        стратегическое партнерство с научными центрами социальной науки и образования университетов: Уральским государственным педагогическим университетом, Орловским государственным университетом, Брянским государственным педагогическим университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом и другими, рядом зарубежных вузов: Украины, Республики Казахстан, Польши, Университетом Прибрежной Каролины (США).

–                        востребованность обществом выпускаемых специалистов и результатов научной деятельности, что осуществляется в  тесном взаимодействии Факультета с работодателями, формировании региональной образовательного кластера.

–                        благоприятные условия для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка научных и научно-педагогических школ.

–                         инвестиции в кадровое развитие, обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда, создание благоприятных социальных условий для работников Факультета и обучающихся.

–                         развитая и современная материально-техническая база образовательной и научной деятельности.

–                        сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников Факультета.

–                         усиление позиций и повышение статуса Факультета в сфере социальной работы, социальной педагогики, работы с молодежью  на региональном, окружном, федеральном и международном уровне.

Исходя из выше изложенного, основной целью профессионального становления бакалавров социальной работы в вузе является подготовка профессиональных кадров для социальной сферы, обладающих современными компетенциями.

Для дальнейшего обеспечения профессионального становления бакалавров социальной работы необходимо решение следующих задач:

  1. Интеграция интеллектуальных, материальных и финансовых  ресурсов и координации взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, российскими и зарубежными научными организациями и ВУЗами, бизнес-сообществом и некоммерческими организациями, другими партнерами.
  2. Развитие внутрироссийской и международной академической мобильности преподавателей и сотрудников; привлечение представителей практики социально-трудовой сферы, бизнеса, академической и отраслевой науки, в том числе зарубежных специалистов для организации практических, проектных и других работ в рамках образовательных программ по приоритетным областям развития.
  3. Разработка национальных стандартов социального образования и современных квалификационных требований к уровням подготовки выпускников по профилю специальностей факультета, приведение их в соответствие профессиональным стандартам и международным нормам.
  4. Открытие международных программ (на иностранных языках) по брендовым специальностям (направлениям подготовки), в том числе программы МВА.
  5. Создание системы отбора и мотивации талантливой и профессионально ориентированной молодежи для учебы на факультете.
  6. Разработка электронных учебно-методических пособий; обновление аудиторного фонда с учетом возможности использования инновационных технологий, методов и форм обучения.
  7. Создание современной научно-исследовательской и инновационно-внедренческой инфраструктуры для формирования инновационных активов и продуктов, трансфера мировых научных достижений в социальной сфере, обеспечения развития образовательной деятельности.

Таким образом, будет сформирована новая  генерация  высококвалифицированных бакалавров  в  области социальных, общественных и гуманитарных  наук,  способных эффективно использовать современные образовательные технологии,  создавать и развивать инновационные направления в процессе модернизации национальной экономики,  формировать  привлекательную  социальную среду  и  новое качество жизни; достигнуто  качество  научных  исследований  и  технологических разработок  мирового  уровня,  обеспечивающих оптимальные условия реализации процессов модернизации социальной системы, как на уровне региона, так и на федеральном уровне,  внедрение  современных высокоэффективных социальных инноваций;  расширятся профильная подготовка бакалавров по направлениям, составляющим основу развития региональной социальной сферы в средне- и долгосрочной перспективе;  возможность более полно внедрить современные образовательные технологии и лучшие  элементы  международно-признанных систем обеспечения качества образования; реализован новый подход к подготовке кадров социальной сферы на основе современных технологий обучения и элитных магистерских программ, диагностики научно-образовательных потребностей «заказчика» и активного его вовлечения в процесс принятия решений; на основе интеллектуальной собственности созданы малые инновационные предприятия социальной направленности, обеспечивающие повышение качества услуг социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Жуков В.И. Российский государственный социальный университете: 1991-2011 годы.  – М., 2011.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  3. Программа развития Российского государственного социального университета до 2020 года. - М.: Издательство РГСУ, 2009.