Технология Развития критического мышления

 

ПОД- СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения.

Корженевич  Ю. В.

Преподаватель английского языка

ПолесГУ  (г. Пинск, Беларусь)

 

Технология  Развития  критического  мышления


Думать — это как любить и умирать.
Каждый должен делать это сам.

Неизвестный автор

Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию. [1]       

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя.

Человек, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой студент чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Студента, обладающего критическим мышлением, отличают следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправить свои ошибки, поиск компромиссных решений.

Задача развития критического мышления, по словам Р. Пола (США), состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию, осознанию в самих себе проявлений естественной человеческой склонности считать своё мнение и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными, стремились преодолеть эту склонность. [3, с.31].

Изучение иностранного языка с использованием методов развития критического мышления предусматривает не только активную  деятельность студентов в поиске информации, но и умения анализировать, осмысливать, оценивать, сопоставлять различные точки зрения, отстаивать, аргументировать свою собственную, делать выводы, предполагать возможности решения проблемы.

Преподавание иностранного языка сводится к созданию условий для исследования, изучения, выяснения нового, ранее неизвестного. При этом, преподаватель выступает в роли организатора, посредника, мотиватора, а не единственного источника информации, объем которой стремительно увеличивается и, подчас, также быстро устаревает. В связи с этим, одной из основных задач преподавателя является обеспечение студентов базовыми навыками самостоятельной работы, которые благодаря методам развития критического мышления, применимы не только ко всем учебным дисциплинам, но и в повседневной жизни.[4]

В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:

I.        Стадию вызова.

II.      Стадию осмысления новой информации.

III.     Стадию рефлексии.

 На стадии вызова учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм - это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия.

Стадия осмысления (или смысловая стадия)  предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта. Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно [2, с.27-29].

 Стадия рефлексии включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию.

Наряду с развитием навыков осмысленного чтения, следует особо отметить важность развития у студентов умения выражать свои мысли письменно. Именно письменная речь сопровождается наибольшими трудностями, вызванная страхом «чистого листа», тем более, на иностранном

языке. Методы критического мышления позволяют выработать у студентов привычку создавать собственный текст, вносить коррективы и представлять его аудитории. Нужно добавить, что в процессе такого письма получают развитие все навыки речевой деятельности, поскольку студент выступает в двух ролях: писателя (автора) и читателя.

На стадии рефлексии я часто использую на своих занятиях синквейн. Синквейн – это стихотворение, представляющее  собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осу­ществлять рефлексию на основе полученных знаний. Этот вид работы помогает студентам еще раз вспомнить изученный  материал, обобщить его и активизировать пройденную лексику в устной или письменной речи. Подобная работа также обогащает словарный запас студента, подготавливает его к краткому пересказу, учит формулировать основную идею.

В качестве примера можно привести синквейн на тему «Семья».

Family 

Dear, caring

Loves, brings up, supports

Family is the beginning of everything

Life

Методы развития критического мышления способствуют более эффективному обучению студентов иностранному языку по ряду причин: во-

первых, групповая работа способствует созданию положительного фона обучения, атмосферы здорового соперничества. Работая в группе, студенты обмениваются идеями, взглядами, знаниями. Во–вторых, творческое воображение является неотъемлемой частью всего процесса обучения.      

Подводя итог, хотелось бы отметить, что внедрение методов развития критического мышления в структуру занятий иностранного языка положительно сказывается на отношении студентов к изучаемому предмету и способствуют не только интенсификации данного процесса, но и развитию мотивации у студентов.

 

Литература

1. Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000.

2. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.

3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2.

4. Мачнева Л.Ф., Мороз В.В. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе.