АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 5. Социальная педагогика.

 

Буданцова А. А.,

кандидат педагогических наук,

доцентФГБОУ ВПО «Чувашский

государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


Современная социокультурная ситуация по-новому ставит задачи воспитания детей в семье и требует изменений в его организации. Семья как основа родового строительства нации является институтом первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины. Однако современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания детей в новых условиях. Упадок традиционных семейных ценностей снизил и без того невысокий воспитательный потенциал семьи. Начавшиеся процессы поиска новых подходов к постановке семейного воспитания с опорой на его ценностные ориентации сталкиваются с рядом противоречий, требующих разрешения: между необходимостью изучения и критического осмысления научно-педагогического опыта для постановки и решения современных задач семейного воспитания и недостаточной разработанностью проблемы; между усилением ценности семейного воспитания в современных условиях и низкими темпами включения образовательной системы в решение этой проблемы [1].

В научных трудах исследователей (С. Н. Варламова, Б. Н. Дукович, В. М. Жеребин, А. В. Кашанин, Т. В. Кашанина, Т. Б. Курбацкая, К. Ю. Левина, Ф. С. Тумусов, Н. П. Федоренко, Ю. Ф. Флоринская, А. Г. Харчев, Э. Г. Эйдемиллер), представляющих философское, психологическое, социологическое, экономическое, этнографическое, демографическое, правовое и медицинское направления, понятие «семья» определяется как общественный институт, основанный на браке и выполняющий в обществе определенные функции, рассматривается с позиций ее смысла, сущности, жизненных идеалов, счастья, любви, радости полноценного существования.

В широком научно-педагогическом спектре проблемы семьи изучаются в контексте базовых семейных ценностей, их воспитательного потенциала, специфики, форм, методов, средств и стилей домашнего воспитания, социально-психологических функций материнства и отцовства (Н. В. Богачева, М. В. Зиновьева, В. А. Кован, И. С. Кон, Р. В. Овчарова, Л. М. Фридман и др.).

Научное обоснование семейного воспитания связано с именами известных просветителей: К. Д. Ушинского, В. М. Бехтерева, Е. Н. Водовозовой, К. В. Ельницкого, В. Н. Жука, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. Н. Острогорского, Е. А. Покровского, В. Я. Стоюнина, Н. В. Шелгунова и др.

В трудах отечественных педагогов и общественных деятелей (И. И. Бецкого, Г. В. Гасилова, М. В. Крупениной, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.) нашли отражение социально-педагогические идеи и подходы к рассмотрению тех или иных аспектов семейного воспитания в России. Значимость семейного воспитания в социально-гражданском формировании личности освещалась в работах И. Т. Посошкова, В. Н. Татищева, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, П. Е. Енгалычева, Г. Н. Теплова, А. А. Прокоповича-Антонского и др.

В работах Г. М. Андреевой, Л. М. Божович, Л. П. Буевой, А. Г. Волкова, Л. С. Выготского, С. И. Иконниковой, В. Т. Лисовского, Ф. Р. Филиппова и др. освещаются проблемы отношения «отцов и детей» в семье, а также преемственности поколений.

Проведенный анализ научной литературы и обобщение педагогического опыта свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросу педагогической аксиологии семьи. В рамках обозначенной проблемы обратимся к понятию «аксиология», представленному в трудах, посвященных философским основам аксиологии (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др.), общей аксиологии (А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Л. И. Столович, В. П. Тугаринов и др.), педагогической аксиологии (Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, Г. Б. Корнетов, С. В. Кульневич, Б. Т. Лихачев, И. Д. Лушников, Н. Д. Никандров, Г. Н. Оботурова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Н. Е. Щуркова и др.),

Для нашего исследования важным представляется рассматривать аксиологию как учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом [2, с. 32].

Аксиологизация образования как явление появилось с возникновением педагогической аксиологии, став методом, самостоятельным разделом философии ценностей. Аксиологические приоритеты российского образования продуктивно разрабатывались в начале XX в. в культурно-антропологической парадигме образования П. Ф. Каптеревым, М. М. Рубинштейном, В. Н. Сорокой-Росинским, П. Девиным. В их трудах отстаивались такие общечеловеческие ценности образования, как наука, объективное знание, истина, подчеркивалась необходимость опредмечивания всех аксиологических категорий народными обычаями, национальными особенностями мышления, психологии, т. е. менталитетом страны.

Пройдя несколько этапов становления, аксиология стала философской основой различных наук, в том числе и педагогики. Так, педагогическая наука исходит из того, что аксиологические ориентиры индивидов формируются на основе функционирующих в обществе универсальных ценностей, которые, опредмечиваясь в некоторые установки, совокупность принципов отражения социальной реальности, становятся регуляторами социального поведения. При этом механизм интериоризации ценностей имеет: социальный (межличностный) уровень – на уровне межличностных отношений ценности объективируются, происходит отбор, оценивание, деятельностная интериоризация; психологический (внутриличностный) уровень – присвоенные ценности превращаются в ценностные представления, ориентации, направленность, цели и т. д., происходит детализация ценностей, ранжирование их по модальности, уникальное смысловое наполнение иными словами, на межличностном уровне появляется личность, на внутриличностном – индивидуальность.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. В этой связи аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл [3, с 103–104]. Педагогическая аксиология, базирующаяся на методологии общей философии ценностей и развивающаяся в системе современного образования (Е. П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), утверждает ценность личности и ценность ее образования строящимся в соответствии с ценностями самой личности, общечеловеческими и национальными ценностями.

Анализ педагогических и философских работ Б. М. Бим-Бада, М. В. Бо­гуславского, Е. В. Бондаревской, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, З. И. Равкина, Л. П. Разбегаевой, Н. С. Розова и др. показывает возрастающий интерес к аксиологической проблематике, в области которой находится и ценностный подход.

Концептуализация аксиологических взглядов представлена в различных аспектах: исследуются педагогические ценности (В. И. Андреев, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов), ценностные ориентации (А. В. Кирьякова, В. А. Ядов), общечеловеческие ценности (В. А. Караковский, Н. Д. Никандров), образовательные ценности (З. И. Равкин), универсальные гуманистические ценности (Л. П. Разбегаева).

В исследованиях философов С. Ф. Анисимова, А. К. Абульхановой–Славской, А. Г. Здравомыслова, Л. П. Буевой, Ю. А. Замошкина, М. С. Кагана, В. П. Тугаринова, В. Момова, В. Н. Сагатовского, И. Т. Фролова и др. дается глубокий анализ теории ценностей (в данных трудах оформился категориальный аппарат, включающий понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации»). Справедливо утверждение философов о том, что научная необходимость в категории «ценность» возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире – о соотношении деятельности субъекта (будь то личность, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует.

В любом обществе, независимо от социальной структуры, политической системы и экономических отношений, существует своя особая система жизненно важных для него, фундаментальных, высших ценностей и смыслов, не всегда формулируемая в явном виде, но образующая культурную основу общества. Являясь неотъемлемой частью духовной жизни личности, ценности объединяют (или разъединяют) людей, служат основой их осмысленной деятельности. Утрата ценностных ориентиров ведет к кризису личности. Концентрированный в наивысших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей. Поэтому в любой социальной системе каждый субъект деятельности вырабатывает свои представления о ценностях, однако приоритет всегда принадлежит общечеловеческим ценностям, среди которых нормы нравственности и этикета, эстетическое наследие, принципы общения и права, стандарты качества и полезности, формы правления обществом, структуры экономических систем и т. п.

«Ценность» относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Являясь одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл, т. к. педагогические ценности – это те ее особенности, которые позволяют удовлетворять потребности педагога, служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Как любые другие духовные ценности, педагогические ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, причем эта зависимость не механическая, т. к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогический аспект проблемы аксиологии образования в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры современного мира сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей личности ребенка, сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности.

Определителем жизненных ориентиров является семья, представляющая собой ближайшее окружение ребенка, она призвана удовлетворить его потребность в признании, уважении, духовном общении, эмоциональной поддержке, психологической защите. Взаимодействие членов семьи способствует социализации ребенка, усвоению им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры.

С давних времен во всех человеческих сообществах семья относится к разряду высших ценностей как важнейшее и основополагающее звено общества и государства, именно она является посредником между ребенком и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Все социальные проблемы современности, которые затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, преодолевать трудности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит процесс социализации, овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Выступая первым воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, семья начинает воспитывать ребенка значительно раньше школы и воздействует на него всеобъемлюще.

Жизнь семьи является органической частью и отражением духовной жизни общества. В семье человек реализует социальную потребность служения ближним, находит поддержку и силы для преодоления жизненных испытаний. В семье хранится память о прошлом и созидается будущее, осваиваются и воспроизводятся социокультурные и личностные ценности.

Как институт воспитания, культурной идентификации и социализации семья незаменима, она содействует становлению и развитию ребенка, на основе стабильного жизненного ритма, особой длительности и глубины межличностного общения, направленного не на индивидуалистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных связей. Являясь одним из механизмов общественной интеграции, семейное воспитание обеспечивает стабильность общества через позитивный характер транслируемых семьей ценностей. Семейное воспитание при всей сложности и многообразии представляет собой непрерывный процесс целенаправленного формирования и развития растущей личности в условиях конкретной семьи, специфика которого детерминирована базовыми воспитательными ценностями, отечественными национально-историческими традициями и состоянием духовно-нравственной сферы общества.

Рассмотрим основные функции семейного воспитания:

– социальная – опосредована социальной адаптацией (активное приспособление ребенка к условиям окружающей среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия) и социальной автономизацией (реализация совокупности установок на себя, устойчивостью в поведении и отношениях, индивидуализацией, самосознанием, самоопределением) личности;

– воспитательная – отражается в создании новой семейной среды, направленной на осмысленное и целенаправленное воспитание человека в мире семейных ценностей;

– развивающая – ориентирована на развитие физических, познавательных и нравственных способностей детей путем использования их потенциальных возможностей;

– дидактическая – на повышение педагогической культуры родителей, образовательного потенциала специалистов в сфере педагогики семьи;

– психотерапевтическая – способствует созданию комфортной эмоциональной среды, адаптированной ребенку, его интересам, уровню, объему, темпам восприятия и усвоения, моделирование «ситуации успеха», развивающего общения и отношений близких людей, готовых прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях, получение психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье.

Уникальность семейного воспитания основывается на реализации свойственного семье ценностного духовно-нравственного потенциала – на обладании семьей сущностными ценностными характеристиками.

Семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи отражены в научных трудах В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, М. С. Лунина, А. Н. Острогорского, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, С. П. Шевырева и др., которые утверждали, что задача воспитания детей и ответственность за них лежит не только на обществе, но и на родителях. В нашем исследовании важное место мы отводим изучению генезиса семейного воспитания и его ценностных ориентаций.

Так, до принятия христианства семейное воспитание было ориентировано на такие ценности, как труд, красота, нравственность, рождение и воспитание детей. Оно осуществлялось в домашних условиях матерью с использованием элементов внесемейного воспитания: «дома молодежи», «дядьки», кумовство и т. д.

В IX – XVI вв. получает развитие домашнее обучение, заимствованное из стран Западной Европы, основу которого составляли «семь свободных искусств»; причем, заметной становится тенденция взятия его под государственный контроль. Ценностные ориентации воспитания детей в семье в этот период – послушание, богобоязнь, уважение родителей, трудолюбие и гражданственность.

В XVII – середине XIX вв. значительное место занимало гувернерство, дополняемое системой церковного и государственного обучения в различных типах учебных заведений. Важными семейными ценностями становятся достойное образование детей, труд, культура и мораль.

Во второй половине XIX – начале XX вв. значительное место в домашнем воспитании занимают традиции народной педагогики и русской культуры. Оно дополняется обучением в государственных образовательных учреждениях и религиозных заведениях русской православной церкви. Ценности: духовность (религиозность, творчество, высокий интеллект), народность (общинность и традиционность), державность (патриотизм, гражданские свободы, законность). Система домашнего воспитания в советский период строилась на укреплении тесной связи семьи, школы и общественности. Приоритетными ценности семейного воспитания в то время были патриотизм, процветание и безопасность страны, дружба, равенство, трудолюбие, дисциплина, честь, порядочность, красота, добро, здоровье, семья, любовь к детям, уважение старших. Важным для нас представляется то, что педагогическое влияние на семью усиливалось путем педагогического всеобуча родителей и широкого привлечения их к совместной работе по воспитанию подрастающего поколения.

Рассмотрение генезиса семейного воспитания позволило сделать вывод о том, что его эволюция опосредована историческими особенностями каждой эпохи, спецификой общественно-экономических формаций и охватывает ряд периодов, с присущими им институциональными формами. Ведущей тенденцией формирования аксиологических ориентаций семейного воспитания была его гуманистическая направленность. В основе семейного воспитания лежали общечеловеческие ценности, особое место в нем занимали передававшиеся от поколения к поколению элементы социально-культурного наследия.

Современные кризисные явления в обществе, связанные с социально-экономическими преобразованиями, обусловили ослабление роли семьи и внимания государства к ее проблемам, нарушилось тесное взаимодействие школы, семьи и социума в воспитании детей, что привело к снижению авторитета семьи, недооценке базовых семейных ценностей и роли лучших традиций педагогики в домашнем воспитании.

Актуальные проблемы теории и практики воспитания исследуются современной отечественной наукой (О. А. Анисимова, И. П. Башкатов, И. А. Бобылева, С. Л. Вигман, О. В. Заводянкина, Н. П. Иванова, Ю. В. Ивашкевич, О. Д. Кавашкина, В. Н. Кондратюк, О. В. Краснова, А. Ф. Некрылова, О. В. Сердюкова, Л. В. Соколова, Н. П. Спицын и др.), в них рассматриваются методы семейного воспитания, структура и сущность родительских отношений, использование традиций народной семейной педагогики в воспитании ребенка и др. Авторы отмечают, что в современных условиях формируются новые культурные основания семейного воспитания на основе демократизации и гуманизации отношений, учета социокультурных и национальных особенностей, воспитания патриотизма и национального достоинства.

Уникальность семьи, семейной педагогики заключается в том, что она может внести в воспитание универсальный элемент – счастье, любовь, раскрытие сердца ребенка. Именно любовь является одной из общечеловеческих ценностей, определяющей мир ценностей в целом, и мир семейных ценностей, в частности. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечения его в систему общественных связей на основе спонтанной и внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Любовь – это способ понять другого человека в его глубочайшей сущности, потому что идеал человека, настоящий человек – это любящий человек. В этой связи педагогика семьи приобретает особую значимость, т. к. является важным средством развития гуманистической сущности человека и гуманизации человеческого общества, и аксиологический подход позволяет определять ценностные основания педагогики семьи, которые устанавливают соотношения семейных и ценностей социально-нравственной жизни. Аксиологический (или ценностный) подход выступает «мостом» между теорией и практикой, выдвигая гуманизацию через осознание личности как высшей ценности и гуманитаризацию как осознание культурных и общечеловеческих ценностей.

В фокусе исследуемой проблемы мы акцентируем внимание на следующих положениях:

– целевым ценностным основанием семейного воспитания является ориентация его содержания на сочетание общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей, понимаемых нами как образцы достойной жизни человека и общества и превращаемых в личностные смыслы воспитуемых;

– семейное воспитание опирается на гуманистические и нравственные начала, ценность деятельного человеколюбия; в условиях семьи формируются социально значимые и индивидуально-личностные ценности, развиваются эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства ребенка;

– в семейном воспитании центральное место занимает ценность детского периода жизни, в котором закладываются основы гармоничного развития ребенка при опоре на его интересы и потребности, формируются ценностные ориентации и моральные принципы, развиваются способности, умения и навыки;

– особое значение в семейном воспитании приобретают аксиологический потенциал народной педагогики и этнокультурные традиции, использование которых способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных качеств ребенка, ее духовной культуры и морально-целевых ориентаций;

– решающее место в воспитании основных ценностных ориентаций, а также гражданственности, коллективизма, преданности родине, отводится семье; в ней формируются трудовые навыки, готовность детей к любви и семейной жизни, будущему отцовству и материнству;

– в развитии ценностных ориентаций большей результативности способствует тесное сотрудничество семьи и школы, которое необходимо осуществлять на принципах целенаправленности, целостности, согласованности, систематичности, причем школа в этом взаимодействии должна способствовать воспитанию детей и заботиться о педагогическом просвещении родителей;

– наиболее эффективно формируются знания и интеллект учащегося, развивающегося как целостная личность, обеспечивается его успешная социализация в условиях единства школьной и семейной микросреды, а также при опоре на субъектно-личностный подход.

Актуализация аксиологической составляющей семейного воспитания является одним из главных условий повышения воспитательного потенциала современной семьи.

Выступая главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, семья, как главный агент их передачи, является основным звеном в механизме трансляции социального опыта, воздействуя на воспитуемого, только она формирует человека во всех без исключения сферах его жизни. Вот почему, на наш взгляд, педагогическая культура семьи является тем фактором, который в конечном итоге определяет педагогическую культуру и всего общества, и школы.

Важнейшим результатом семейного воспитания и образования выступают личностные новообразования, связанные с осознанием своего места в обществе и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. С этим связываются такие личностно и общественно значимые ценности, как повышение роли и ценности семейного образа жизни, родительства и детства, укрепление семьи и брака, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в семейной культурной и воспитательной среде.

Литература

  1. Кузнецова Л. В, Буданцова, А. А. Семья как воспитательная среда ребенка / Л. В. Кузнецова, А. А. Буданцова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 84–89.
  2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2005. – 976 с.
  3. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под. ред.. В. А. Сластенина. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.