ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
ПОД- СЕКЦИЯ 5. Социальная педагогика.
Безенкова Т. А.
к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Магнитогорский государственный университет
ДИСКУССИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Сегодня образование ориентируется на утверждение личностного начала в человеке. Педагогическую деятельность, направленную на самые разные категории обучаемых, объединяет понимание того, что пришло время воспитывать личность, умеющую говорить, думать и поступать в соответствии со своими убеждениями. Гармоничное соответствие мысли и слова, речи и речевого поступка представляется актуальной образовательной задачей. Одним из эффективных методов в работе социального педагога является дискуссия, поскольку она позволяет:
-моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особенно сложные, когда коллективное мышление становится основой большинства решений;
- вырабатывать умение слушать и взаимодействовать с другими;
-приобретать такие умения, как умение отстаивать собственные взгляды;
- научиться говорить логично, убедительно, эмоционально, выразительно.
Участвуя в дискуссии, человек, с одной стороны, имеет возможность показать все преимущества личной позиции и провести свою аргументацию независимо от давления группового мнения, что служит способом удовлетворения потребности в самоутверждении. С другой стороны, участник отходит от эгоцентрического мышления, учится вставать на точку зрения собеседника при полной свободе, взаимоисключении противоположных точек зрения.
П.И. Пидкасистый справедливо отмечает, что «учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту» [1, 267].
А.П.Панфилова рассматривает дискуссию как «метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и в специально созданных группах и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ними задач». Исследователь дает следующую классификацию дискуссий:
1) по ведущей детерминанте:
- вызванные противоречивой природой изучаемого объекта;
- вызванные несовершенством старых и новых знаний;
2) по предмету обсуждения (по характеру ведущего противоречия): из-за постановки проблемы, из-за решения проблемы, из-за обоснования решения;
3) по результату: продвижение по проблеме, переубеждение оппонента, людей с иными подходами, воздействие на пассивную аудиторию;
4) по цели: - информационные дискуссии, цель которых - сбор информации для проникновения в суть проблемы и получение представления о существующих точках зрения;
- конфронтационные дискуссии, их цель - формулировка противоположных или других точек зрения;
- императивные дискуссии, их цель - достижение общего согласия, консенсуса, в крайнем случае - компромисса;
5) по результативности (эффективности) различают дискуссии конструктивные (продуктивные) и неконструктивные (непродуктивные);
6) по организованности и управляемости: с лидером, без лидера, с переменным лидерством.
Автор справедливо отмечает, что именно дискуссионная форма взаимодействия обучаемых формирует их коммуникативную и интерактивную культуру, развивает навыки вербализации и умения слушать, учит вести свою линию целенаправленно, но корректно, за счет веской аргументации и контраргументации [2, 142].
Г.К. Селевко, характеризуя дискуссию как эффективный интерактивный метод познания, определяет ее как коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информаций, идей, мнений, предложений. Он характеризует дискуссии следующих видов: дискуссия-диспут, конференция, прогрессивная дискуссия, дискуссия-соревнование, методика «вопрос-ответ», процедура «Обсуждение вполголоса», методика клиники, методика «лабиринта», методика эстафеты, свободно плавающая дискуссия. Автор указывает, что при анализе дискуссии должно обращаться внимание на глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается также умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики [3, 107-114].
Более подробно исследователь останавливается на дискуссионной технологии «Дебаты». Г.К. Селевко отмечает, что практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов. Остановимся более подробно на данной технологии. Ее педагогическими целями является формирование:
- логического и критического мышления обучаемых;
- навыка организации своих мыслей;
- навыков устной речи;
- эмпатии и толерантности;
- уверенности в себе;
- способности работать в команде;
- способности концентрироваться на сути проблемы;
- манеры при публичном выступлении.
Дискуссии стимулируют активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают духовно, позволяют более глубоко вникнуть в морально-этические и политические проблемы, способствуют развитию логики мышления. Таким образом, групповая дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Дискуссия позволяет научить точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст ] / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.П. Панфилова; под общ. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Школьные технологии, 2004, №2. С. 107-114.