ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Инновации в области образования.

 

Дзюба Л.Г.

Аспирант кафедры естественных и математических дисциплин

Полтавского национального педагогического университета имени В.Г.Короленка

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Будущее современного общества и его экономики создается, начиная с обучения в школе. Современные процессы глобализации и интеграции требуют от ученика быть образованным не только по отдельным предметам, но и обладать цифровой грамотностью, информационно-коммуникационными технологиями, без которых невозможно получить достойную работу и сделать карьеру. Соответствующая подготовка учащихся к жизни в современном обществе может осуществляться благодаря своевременному интегрированию и поддержке развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс школы. Уровень цифровой грамотности ученика гораздо зависит от уровня владения информационно-коммуникационными технологиями учителем [3, 54]. Проблема обучения и использования ИКТ как учеником, так и учителем является актуальной не только в Украине, но и в школах зарубежья Использование компьютерной техники в образовании, безусловно, связано с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Новые условия порождают и новые требования к процессу обучения и, конечно, к педагогу. Чтобы соответствовать современным критериям, учителю необходимо знать и использовать новейшие информационно-коммуникативные технологии. Поэтому, основным приоритетом развития современного образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.[5, 87].

В большинстве мы привыкли, что информационно-коммуникационные технологии зачастую используются при преподавании математических предметов. Но в последнее время все чаще их используют на уроках гуманитарного цикла, как ефективное средство подачи и реализации учебного материала. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках гуманитарного цикла обеспечивает следующие результаты:

1. Умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;

2. Повышение степени наглядности;

3. Усиление мотивации обучения и, как следствие - повышение интереса к предмету;

4. Развития творческих способностей школьников, формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления учащихся.

5. Индивидуализация обучения;

6. Рост объема выполненных на уроке заданий;

Интегрирование обычного урока гуманитарного циклас компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост[8, 122].

Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на уроках гуманитарного цикла в разных аспектах: компьютерные презентации, уроки с мультимедийной поддержкой, интегрированные уроки, подача контрольных и тестовых заданий с помощью компьютера.

Интерактивные занятия. учитель применяет преимущественно для изучения нового материала. Эффективность его значительно зависит от составленной учебной программы. Низкокачественные программы, как правило, предоставляют возможность лишь постепенно листать страницы, отводит ученику лишь пассивную роль в обучении и ничем не отличаются от обычного учебника. Высококачественные программы, наоборот, активно вовлекают ученика во взаимодействие с ПК в режиме «вопрос - ответ», что происходит в течение всей презентации нового материала.

Разнообразные компьютерные упражнения, как  вид деятельности направлен на практическое применение и усвоение соответствующих умений и навыков на основе предварительно изученного теоретического материала. Очень полезным является то, что можно свободно расширять комплекс упражнений, дополнять его.

Использование мультимедийных технологий в обучении позволяет осуществить настоящий технологический прорыв в организации и практической реализации учебного процесса. На сегодняшний день мультимедийные программы широко используются в различных областях благодаря разноплановой направленности: справочники, энциклопедии, репетиторы по разным предметам, учебные, демонстрационные программы и т.п.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня сложности задачи для конкретного ученика

Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Однако, конечно, компьютер не может полностью заменить учителя. Во-первых, именно учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, вызвать любопытство, завоевать их доверие, во-вторых, он может направить их внимание на те или иные важные аспекты предмета, который изучается, в-третьих, отметить их усердие и найти пути побуждения к обучению [10, 23]. Такую роль учителя ПК никогда не сможет взять на себя. Итак, учитель должен определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В итоге можно сказать, что новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных на уроках гуманитарного цикла позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Поэтому приоритетом развития современного образования Украины является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе

 

 

 

Литература

  1. Андреев А.А. Основы интернет-обучения.-М. : МФПА Эл. издание на CD, 2007.
  2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
  3. Босова Л.Л. Уроки информатики: Методическое пособие/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М. : БИНОМ, 2006.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов. - М., Интор, 1996. - 542 с.
  5. Константинова И.Н. ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя/ И.Н. Константинова. – М, 2009г.
  6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.– 368 с.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т / Г.К.Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.
  8. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. Руководство по планированию / А.Л.Семенов, Н.Аллен, Д.И.Андерсон и др. – Division of Higher Education, ЮНЕСКО. –  2005. – 284 с.
  9. Угринович Н. Информатика и информационные технологии / Н.Угринович. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002.