Анализ сущности и содержания патриотического воспитания в педагогической теории

 

ПОД- СЕКЦИЯ 1.Воспитание и образование. 

Кувакина Елена Сергеевна

 

Российский Государственный Социальный университет

 

Анализ сущности и содержания патриотического воспитания в педагогической теории


«Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»[1, с.87].

Говоря о патриотическом воспитание, необходимо иметь в виду многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющихся в научной литературе. В работах исследователей[2, с.23; 3. с.45; 4. с.125, 5, с.67; 6, с.92], указывается, по крайней мере, семь из них:

•  суждения, основанные на эмоциональном понимании патриотизма как возвышенного чувства любви к родине, отечеству, которое представлено эмоционально-образными картинами родной природы, детства, семьи. Данная позиция активно формируется у школьников в период их изучения художественной литературы, которая дает богатый материал для трактовки патриотизма как эмоционально-возвышенного понятия;

  • понимание патриотизма как наиболее значимого чувства, которое не ограничивается эмоциональным отношением к родине, а включает активные действия на благо отечества. Такое понимание патриотизма ценно тем, что может выступать и его критерием. Данный подход предлагается называть реализационно-деятельностным, так как выражается в необходимости реализации патриотичности посредством конкретных действий;
  • в третьем подходе патриотизм рассматривается как общественное явление. Его содержание и характер в значительной мере обусловливались особенностями развития общества, государства, политикой и представляли собой важнейшую идеологическую основу в воспитании подрастающего поколения. Данный подход активно развивался в советское время;
  • осмысление патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества, проявление специфических черт менталитета русского народа, социальной психологии различных общностей. Такой подход предлагается современными исследователями и рассматривается ими в качестве одного из источников возрождения России. Патриотизм как многоаспектное явление освобождается от идеологических и антирелигиозных догм, выступает как знамя возрождающейся России. Его предлагают называть просвещенным.
  • подход, основанный на идеях Макиавелли, Гегеля, являвшихся сторонниками воспитания граждан в духе служения государству. Идеи мыслителей прошлого нашли  поддержку в современных концепциях государственного патриотизма, который должен осуществляться посредством развития и укрепления системы государственных институтов и играть решающую роль в преодолении трудностей сегодняшнего времени. Большое значение в этой концепции занимает духовно-идеологический компонент — воссоздание в общественном сознании былого величия и могущества Российской державы.
  • Альтернативный по отношению к предыдущему подход. Рассмотрение патриотизма в русле данного подхода предполагает признание личности как высшей ценности. Объектом патриотизма является государство, а субъект - личность. Эта идея возникла еще в трудах Г. Флоровского, который рассматривал патриотизм как культурное творчество и национальное напряжение собственных сил. Именное личностное действие создает, по мнению Флоровского, величие России, формирует и благословенную любовь к России. Данный подход имеет несомненный гуманистический характер, так как личность идентифицируется с отечеством, Родиной[7, с.58]. Такое понимание патриотизма можно найти и в работах современных исследователей.
  • Последний подход связан с предыдущим и рассматривает патриотизм в этапном развитии личности, ее духовного начала, самовыражения. Содержание качеств личности, самого акта духовности ее патриотизма является глубоко религиозным. Поэтому данное направление определяется как духовно-религиозное. Оно имеет самую богатую традицию в русской культуре и истории, так как в его разработке участвовали многие представители власти, русской Православной церкви, искусства, философских и других наук.

Таким образом, можно констатировать, что существует различные подходы к пониманию патриотизма. Связано это с отношением государственных институтов власти к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, то усиливающимся, то ослабевающим в зависимости от социально-экономического, политического и идеологического состояния властных структур. А также с тем, учитывается ли накопленный опыт в разработке проблем воспитания патриотизма русской Православной церковью, русской философской мыслью, опирающейся в своих изысканиях на веру, государство, отечество.

Несомненно одно: сегодня патриотизм должен рассматриваться как интегративное понятие, включающее любовь к Родине, гордости за нее как великую державу в системе мировых держав; знание истории и культуры своего народа, его верований и национальных традиций; проявление действенной социальной позиции по отношению к Родине (действия на благо отечества, готовность к его защите, к самоотречению и самопожертвованию для его блага).

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы» от 19.09.2005 г.
  2. Воскресенская Н. Что значит быть гражданином? //Граждановедение, 1997
  3. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: Автореферат, дисс. … канд. пед. наук.-Спб., 2005
  4. Константинов С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите отечества у учащихся средней школы. Автореферат, дисс. … канд. пед. наук.-Спб., 2002
  5. Лутовинов В.И., Радинов Е.Г. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы, направления и решения. –М.: ВУ, 1995
  6. Мирский Р.Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд.-М., 1988
  7. Флоровский Г.О патриотизме праведном и греховном// На путях. Кн. 2- Берлин, 1922