ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

ПОД- СЕКЦИЯ  1.Воспитание и образование.

 

Бурыкина В.Г.,

ГБОУ ВПО «Белгородский государственный

институт искусств и культуры

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП

 МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Анализ тенденций мирового общественного развития показывает: чем выше социальное разнообразие, тем острее проявляется необходимость государства и общества в поиске согласия в самых разных сферах жизни.

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Анализ развивающихся мировых цивилизационных процессов, отвечающих на вызовы современности, а именно, учет существования различных культур, позволяет рассматривать формирование навыков межкультурного сотрудничества как процесс воспитания гражданственности и патриотизма студенческой молодежи, обеспечивающий стабильный баланс общекультурных и общечеловеческих ценностей, толерантное поведение и его нормы, приобретенные на основе соизучения языков и культур.

Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира, что особенно проявляется, например, на Северном Кавказе. Здесь эта проблема стоит особенно остро. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер, поэтому в современном мире наиболее актуальна проблема этнической терпимости.

Этническая толерантность (гр. ethnos – «род», «племя», «народ» + лат. tolerantia – «терпение», «снисхождение») трактуется современными исследователями как «особая черта любого этноса, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях» [1, с. 15].

Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей. Взаимодействие культур предполагает стремление к познанию всей палитры традиций и ценностей, свойственных чужой культуре.

Этнотолерантность неразрывно связана с понятием «межкультурное сотрудничество». Диалог и плодотворное взаимодействие на благо общества существующих в определенном пространстве и времени культур и есть межкультурное сотрудничество. Культурные контакты при этом приобретают различные формы и находят свое выражение в соприкосновении, взаимовлиянии, синтезе и диалогизме. В таком сотрудничестве большое значение приобретают навыки межкультурной коммуникации. Межкультурной коммуникацией называется адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [1, с. 4]. Дело в том, что даже если люди владеют одним и тем же языком, они не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур. В процессе межкультурного сотрудничества участники используют не только собственную систему кодировки, нормы, установки и формы поведения, принятые в родной культуре, но и сталкиваются с иными кодировками, нормами, установками и бытовым поведением.

Овладение навыками межкультурного сотрудничества направлено на формирование установок толерантного сознания личности человека, что позволяет глубже осознать принадлежность к своей национальной культуре, оценить другие культуры, образ жизни, характер деятельности, помогает быть отзывчивым, избегать нетерпимости, этноцентризма, отрицательных стереотипов по отношению к представителям других национальностей.

Межкультурное сотрудничество субъектов реализуется в их практических действиях, отношениях, мыслях, воле, чувствах. Это проявляется в качестве профессиональных, нравственных, гражданских отношений личности. Результатом этих действий и отношений является умение самостоятельно проектировать сценарий межкультурной коммуникации, творчески моделировать процессы межкультурного сотрудничества в различных видах деятельности, делать выбор коммуникативных стратегий и тактик межкультурного сотрудничества, принимать решения, нести личную ответственность за исход совместной деятельности с представителями иной национальности.

Итоговым показателем сформированности навыков межкультурного сотрудничества, как отмечает В.И. Загвязинский, является «межкультурная синергия – умение человека согласовывать интересы личные и общественные, кооперировать свои усилия с усилиями других, сотрудничать, работать в коллективе, исполнять профессиональные и гражданские обязанности на уровне нормативных требований и ожиданий» [1, с. 13].

Формирование толерантного сознания неразрывно связано с профессиональной подготовкой студенческой молодежи в условиях образовательного пространства  вуза. При этом в структуре личности студента появляются определенные нравственные ценности, которые направляют личностное, социальное и профессиональное самоопределение молодого человека. Эти ценности детерминируют его образ жизни и жизненный путь. В ценностях заложена генетика социального поведения, в том числе профессионального и гражданского. Развитие у студентов ценностного самосознания в единстве с практическими умениями и качествами, реализуемыми в системе социальных отношений и норм избранной профессиональной сферы, является предпосылкой для формирования у них профессиональных навыков межкультурного сотрудничества, то есть комплекса социальных способностей, при помощи которых индивидуум успешно осуществляет общение с партнерами из других культур, как в бытовом, так и в профессиональном контексте.

Таким образом, основа овладения навыками межкультурного сотрудничества – это толерантность, которая в современной науке трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения, особенности других индивидов.

Всем, кто в той или иной степени осуществляет межкультурное сотрудничество в связи с профессиональной, научной или учебной деятельностью следует прислушаться к мудрому призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация»: «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее» [2, с. 589]. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула успешного межкультурного сотрудничества.

Литература

1. Загвязинский, В.И. Гармония как цель образования / В.И. Загвязинский. – Екатеринбург: Образование – XXI век, 2000. – 87 с.

2. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2000. – 624 с.

3.  Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие / Ю. Рот, Г. Коптельцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 223 с.