ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

ПОД- СЕКЦИЯ 4. Социальные структуры и социальные отношения.

 

Ельникова Г.А.,

доктор социологических наук, профессор,

Белгородский университет кооперации, экономики и права

 

 

 ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

С  90-х годов ХХ века Россия вступила в новый этап своего развития. Началось кардинальное трансформирование всего российского общества. Главным лозунгом того времени была демократизация. Демократизация  должна была стать компонентой всех сфер жизни социума. Это касалось и   гендерной системы, гендерных отношений.

Гендерные отношения, как и любые другие отношения внутри общества, регулируются благодаря проводимой государством политики, в нашем случае, гендерной политики.

Гендерная политика – это политика, целью которой является    предоставление женщинам  и мужчинам равных прав и возможностей во всех сферах общественной и приватной жизни. Гендерная политика всегда является отражением конкретной социокультурной реальности.

С 90-х годов ХХ века Россия стала участницей международных договоров,  направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, в том числе и по признаку пола, а также  заявила о поддержке решений Всемирных женских конференций в Мехико (1974 г.), Копенгагене (1980 г.), Найроби (1985 г.),  Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и Пекинской Декларации и Платформы действий (1995 г.).

Гендерная политика российского государства была определена в Конституции Российской Федерации 1993 года и создавалась с учетом вышеназванных международных  документов.  В статье 19, пункт 3 Конституции 1993 года провозглашался принцип строгого равенства между мужчинами и женщинами как в обладании гражданскими правами и свободами, так и в их реализации.  Статья 37, часть 3 гарантировала мужчинам и женщинам право на равное вознаграждение за равный труд.  Эти статьи дополняли статья 7, где объявлялось о необходимости «государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства», а также статья 38, в которой говорилось, что «забота о детях и их воспитании – равное право и обязанность родителей».  

По рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине 1995 года постановлением   Правительства  Российской   Федерации от 8 января 1996 года была утверждена Концепция улучшения положения женщин в стране. В дополнение к ней по инициативе Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы была разработана специальная Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Она предполагала активизацию деятельности органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В ней также определялись различные механизмы формирования и распределения ресурсов, способствующих соблюдению равных прав мужчин и женщин; деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; судебный и административный механизм защиты прав граждан в случаях нарушений их по признаку пола. В 1996 году был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.»,  в котором перечислялись мероприятия, по мнению разработчиков призванные улучшить положение женщин и повысить их статус в обществе, и ответственные за их выполнение.  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 855-р был утвержден новый «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышении их роли в обществе на 2001-2005 годы».  Он включал в себя: методическое и информационное обеспечение реализации мер, направленных на улучшение положения женщин; улучшение положения женщин на рынке труда, его  условий  и оплаты; охрана здоровья женщин; развитие системы социального обслуживания женщин и оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия; укрепление семейных отношений.  Несмотря на важность цели, провозглашенной в Национальном плане действий, он также как и предыдущий,  носил общий характер, имел абстрактные формулировки, и на его реализацию по-прежнему не было выделено необходимых  средств.  

Для исполнения Национального плана действий на местах также принимались свои целевые комплексные программы, в которых сохранялись его позитивные и негативные стороны. К сожалению, по окончанию действия Национального плана и региональных программ какого-либо объективного обсуждения их выполнения  не было.

Процессы демократизации, начавшиеся в России в 90-е годы ХХ века   привели к формированию независимого женского движения. К 1998 году Министерство юстиции зарегистрировало более 600 женских объединений. Часть из них придерживалась тактики «малых дел» и стремилась преодолеть негативные последствия реформ для женщин; другая часть – ставила своей целью преодоление гендерной асимметрии в результате развития демократии участия [1, с. 65]. Благодаря своей активной позиции женские организации становились заметной политической силой. Высшей точкой политического влияния женских организаций явилось  участие в выборах в Государственную Думу 1993 года Независимого женского политического движения «Женщины России». «Женщины России» получили на выборах 8,13% голосов избирателей и сформировали в Думе свою собственную фракцию. Такого политического успеха женскому движению больше повторить не удалось.

С начала 2000-х годов социокультурная ситуация в России стала меняться. В  российском обществе происходит   значительное укрепление президентской вертикали власти; возрождение идей патернализма; ограничение деятельности   институтов демократии, появившихся в 90-е годы; определенное повышение материального благосостояния народа; усиление социального расслоения общества; перманентное реформирование практически всех сфер  общества. Изменение социокультурной реальности сказывается и на гендерной политике. В 2002 году прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации; ответственный секретарь Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи при Председателе Совета Федерации лишился официального статуса. Вместе с реорганизацией Министерства труда и социального развития в 2004 году был расформирован Департамент по делам женщин, семьи и детей. Во вновь образованном Министерстве здравоохранения и социального развития был создан Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, у которого были уже другие функции. На сегодняшний день из организаций,  в определенной степени занимающихся проблемами положения женщин в обществе, существует Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ и сформированная в 2005 году  Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Последнюю возглавляет Министр здравоохранения и социального развития, а не вице-премьер, как было ранее. Статус комиссии стал совещательным,  а её решения носят рекомендательный характер. Решением  этой Комиссии в 2006 году утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально Правительством РФ данный документ принят не был. То есть, на сегодняшний день в России отсутствует национальный механизм по улучшению положения женщин, который существует в большинстве стран.

 Во всех направлениях современной гендерной политики мы видим игнорирование проблемы гендерной асимметрии.   Одним  из наиболее ярких проявлений гендерного неравенства является степень представленности (непредставленности) женщин в высших эшелонах политической власти. Согласно данным Межпарламентского Союза на  31 декабря 2010 года по показателю представленности женщин в национальных парламентах Россия занимает  82 место среди 188 стран мира, имеющих органы законодательной власти. Не изменили ситуацию в этом плане и прошедшие 4 декабря 2011 года выборы в Государственную Думу. В состав Государственной Думы было избрано 447 депутатов, из них 58 женщин, что составляет 13% (для сравнения в Государственной Думе пятого созыва женщины составляли 14%; международные документы рекомендуют 30-40%).

 Видимо власть уже определила круг тех политических сил, которые составляют его опору. Женщины как самостоятельная сила в этот круг не входят. Все высказывания первых лиц государства и некоторые шаги по поддержке женщин, действующих в политической сфере, так и не внесли ничего нового и вполне укладываются  в схему  традиционной гендерной системы. И хотя рефреном отдельных выступлений Президента, а затем Премьер-министра  В.В. Путина и Президента Д.А. Медведева  звучало   утверждение о необходимости увеличения количества женщин в высших эшелонах власти, и были сделаны, казалось, определенные шаги в этом направлении – сегодня в России впервые женщина, В.И. Матвиенко,  является Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Н.В. Комарова – губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, а в кабинете министров три министерских портфеля достались женщинам – ситуация коренным образом не изменилась и  гендерная асимметрия в высших эшелонах власти очевидна.

Как отмечает большинство исследователей, наиболее тяжелыми для женщин являются последствия дискриминации в сфере труда и занятости[2, с. 4].  Отсутствие национального механизма по улучшению положения женщин приводит к  сохранению вертикальной  и горизонтальной гендерной сегрегации: женщины в большинстве своем заняты на низкооплачиваемых работах.  Они  по-прежнему остаются низкооплачиваемой группой населения, вследствие чего  возникло понятие «феминизация бедности». Зарплата женщин в среднем, по официальным данным, составляет около 60% от мужской. И это при том, что среди работающих женщин 67% имеют высшее или среднее специальное образование, в то время как среди мужчин таких работников всего 46% [2, с. 4].  

В  гендерной политике современной России акцент перенесен с борьбы за установления равных прав  и равных возможностей для женщин и мужчин, к поддержке женщин как матерей. Но и в этом направлении гендерную политику нельзя считать хорошо продуманной. По-прежнему в  России не практикуется отцовский отпуск по уходу за детьми,   на женщине в основном лежит неоплачиваемый домашний труд; в последнее время наиболее активно воссоздаются традиционные патриархатные стереотипы.  

 Результатом непродуманной и поэтому неэффективной гендерной политики  можно считать тот факт, что Россия «стабильно» занимает 43-45 места по глобальному индексу гендерного неравенства, рассчитываемого с 2005 года Всемирным экономическим форумом в Давосе (WEF).

Таким образом, современная гендерная система российского общества  носит асимметричный и дискриминационный характер. Для преодоления негативных явлений в системе гендерных отношений и регулирования ее дальнейшего развития  возникла необходимость в разработке продуманной, научно обоснованной гендерной политики, охватывающей все уровни власти от правительства страны до муниципалитетов, а также механизмов ее реализации. Разработка гендерной политики должна основываться на глубоком гендерном анализе, включающем в себя научный и практический аспекты. Научный анализ необходим для концептуализации проблем развития гендерных отношений. Практический гендерный анализ должен строиться на гендерно-чувствительных индикаторах, которые позволяют выявлять конкретные изменения в обществе, касающиеся положения женщин и мужчин, и носить комплексный характер.

Литература

  1. Гендерные аспекты политической социологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Отв. ред.С.Г. Айвазова, О.А. Хасбулатова.  – М.:РОССПЭН, 2004.
  2. Выполнение Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Российской Федерации. Альтернативный доклад. 2010 год. //http://www.wcons.org.ru