ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАЗАХСТАНСКОГО ВУЗа

 

    ПОД- СЕКЦИЯ 4. Организационная психология.

                                                                 Ш.С. Сатиева,  Н.Айнамкулова

                          к.  психол. наук., доцент   СГУ имени Шакарима,

  студентка ПХ 915  СГУ имени Шакарима

 

ВНЕДРЕНИЕ  ПРИНЦИПОВ  БОЛОНСКОЙ  ДЕКЛАРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС  КАЗАХСТАНСКОГО  ВУЗа


Интеграция в мировую образовательную систему является одной из стратегических задач кафедры психологии. Современный подход и переход на международные стандарты подготовки специалистов новой генерации, реализация возросших требований к расширению профессионального кругозора студентов и преподавателей обусловливают необходимость установления устойчивых деловых контактов с преподавателями дальнего и ближнего зарубежья [1, с. 75].   Казахстанская система высшего образования развивается в русле общемировых тенденций, используя лучшие достижения мировой практики для формирования общества, основанного на знаниях. Республика Казахстан является первым центрально-азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.

В современном, динамично развивающемся мире, перед Казахстанскими вузами стоит задача повышения качества предлагаемых пользователям продуктов и услуг [2, с. 165].  Планирование и организация учебного процесса по специальности 050503 «Психология» осуществляется по кредитной технологии обучения. По специальности  имеются ГОСО РК,  на основе которых разработаны рабочие учебные планы по очной, заочной формам. Для студентов, обучающихся по кредитной технологии, разработаны каталоги элективных курсов (курсов по выбору). Организация учебного процесса осуществляется на основании утвержденных рабочих учебных планов, штатного расписания, графика учебного процесса, расписания учебных занятий. Учебно-методическая документация по специальности были утверждены на заседаниях кафедры в начале учебного года.  Учебно-методическая документация по специальности (ГОСО, типовые и рабочие планы, типовые программы и УМКД)  в наличии на 100%. Кроме того, в связи с переходом вуза на дистантную форму обучения были разработаны электронные УМКД по дисциплинам специальности. Методологическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы с учётом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений, для которых университет готовит специалистов [3, с. 195].    Научно-методологическая работа имеет главной целью перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса и проводится с целью выработки стратегических направлений совершенствования образовательного процесса. В основе её лежат изучение и внедрение передового педагогического опыта, выполнение научных исследований коллективами исследователей или отдельными преподавателями и использование полученных результатов в практике образовательного процесса [4, с. 45].   Самостоятельная работа студентов контролируется со стороны учебно-методического совета и кафедры. Введены формы организации самостоятельной работы, различные методы обучения по активизации СРС, виды и формы контроля в системе учебной деятельности студентов. Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов, выполняемой в течение семестра, получить более точную и объективную оценку знаний, повысить качество работы преподавателей. Самостоятельной работе студентов уделено особое внимание. В начале года составляются графики самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов контролируется со стороны учебно-методического совета и кафедры. По каждой дисциплине педагогическим составом кафедры разработан календарный план самостоятельной работы студентов. Введены формы организации самостоятельной работы, различные методы обучения по активизации СРС, виды и формы контроля в системе учебной деятельности студентов. Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность самостоятельной работы студентов, выполняемой в течение семестра, получить более точную и объективную оценку знаний, повысить качество работы преподавателей. Самостоятельная работа студентов обеспечена необходимой материальной и методической базой. Постоянно проводятся мероприятия по ее оптимизации. Самостоятельная работа студентов гарантируется обеспеченностью библиотечными фондами, наличием читальных залов, в том числе и в общежитии,  компьютерных классов. Работа со слабоуспевающими студентами включает: тщательную разработку заданий СРС, с указанием литературных источников; контроль над обязательным конспектированием первоисточников, без работы над которыми невозможно получить знаний в области фундаментальных наук; проведение дополнительных занятий по сложным темам; проведение коллоквиумов;  привлечение к участию в заседаниях научных кружков [5, с. 42].  В распоряжении студентов современная компьютерная техника, имеется электронный справочно-библиографический каталог, видеотека, медиатека, лаборатория мультимедийных средств обучения, есть доступ к сети  Интернет.

Согласно современным представлениям о гарантиях качества внедрение инновации как системы менеджмента качества обеспечивает конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг. Менеджмент качества образования является инновационным видом деятельности ВУЗа [6, с. 85].    Выводы и рекомендации по улучшению качества образования это, совершенствование контроля и анализа качества преподавания дисциплин специальностей, совершенствование нормативной базы функционирования образования на осно­ве дальнейшей демократизации управления образованием, удовлетворение интересов общества, государства и личности, в том числе, повышение качества подготовки специалистов, предоставление каждому человеку широких возможностей выбора уровня, содержания, формы и сроков обучения.

 

Литература:

  1. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования : Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестн. Рос. филос. о-ва. – 2005. – № 1 (33). – 75 с.
  2. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества / под.ред. О.А. Морозовой.- Спб.: ООО "Изд. Форум Медиа", 2007.- 165 с.
  3. Применение методов управления затратами, связанными с качеством, в университетской среде // Основные принципы и их применение / под ред. Дж.Кампанеллы.- М., 2005. – 192 с.
  4. Системы менеджмента качества: ИСО 9001:- М.: ВНИИС, 2001.- 45 с.
  5. Внедрение принципов Болонской декларации в образовательный процесс ВУЗа // Сатиева Ш.С. -  Семей 2010. – 42 с.
  6. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс:  информационные материалы для практических действий. - Алматы, 2009. - 85с.