ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

ПОД- СЕКЦИЯ 9. Управление производством и развитие предприятия. 

Миронова Ю.В.

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Проблема стратегического управления становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий. Недостаточная проработка процесса организации управления экономикой предприятия, неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных и обдуманных решений ведет к многочисленным проблемам. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. Поэтому проблема организации эффективного управления экономикой предприятия является актуальной и требует изучения.

Целью исследования является организация эффективного управления экономикой предприятия путем разработки стратегии, позволяющей минимизировать убытки и вывести его на новый уровень развития.  

Проблемы стратегического менеджмента чаще всего возникают в результате действия многочисленных факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие факторы оказывают влияние на дальнейшую деятельность организации [1, с. 68]. Организация эффективного управления экономикой основана на изучении взаимосвязей экономических факторов баланса предприятия.

Стратегическое управление деятельностью убыточного предприятия базируется на системе управления качеством «Шесть сигм» («6σ») применительно к управлению экономикой предприятия.

 Коротко поэтапный процесс системы «6s» формулируется как: формулируйте – измеряйте – анализируйте – совершенствуйте – контролируйте [3, с. 1018].

Научная новизна данной работы состоит в разработке методики, обоснованной с помощью идеологии «Шесть сигм»  применительно к управлению экономикой предприятия и осуществляемой с помощью формулировки факторного пространства и целевой функции, проведения измерений выбранных величин,  анализа этих измерений, совершенствования целевой функции и контроля [2, с. 124].

Приведем пример реализации предлагаемой методики на базе данных результатов деятельности машиностроительного предприятия.

На этапе формулирования  выбираются целевая функция убытков Y предприятия и 16 обобщенных факторов баланса предприятия (табл.1).

Таблица 1 – Обобщенные факторы баланса предприятия

Фактор

Наименование

х1

 основные средства и нематериальные активы

х2

 незавершённое строительство

х3

 финансовые вложения

х4

 запасы

х5

 налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям

х6

 дебиторская задолженность

х7

 денежные средства

х8

 прочие активы

х9

 уставный капитал

х10

 добавочный капитал, нераспределённая прибыль прошлых лет и фонд социальной сферы

х11

 резервный капитал

х12

 целевые финансирование и поступления

х13

 нераспределённая прибыль (убыток) отчётного года и непокрытый убыток прошлых лет

х14

 займы, кредиты и прочие обязательства

х15

 кредиторская задолженность

х16

 задолженность перед участниками по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов

На этапе измерения составляется база данных баланса предприятия, включающая, как минимум, пятилетний период.

Этап анализа включает в себя составление корреляционной таблицы и выбор основных факторов, наиболее сильно влияющих на линейную целевую функцию баланса предприятия, а также построение многомерной линейной целевой функции с помощью регрессионного анализа и выведение уравнения нелинейной регрессии [2, с. 124].

Корреляционный анализ в среде MS Excel выявил, что на исследуемую функцию убытков Y наибольшее влияние оказывают два фактора: х (запасы) и х (кредиты и прочие обязательства).

Регрессионный анализ по двум факторам позволил вывестинелинейную целевую функцию убытков предприятия (ф.1): 

(формула 1)

С помощью программы Maple 9.5 была построена поверхность нелинейной целевой функции с использованием визуализации в 3-D (рис.1).

 

Рис.1. Поверхность нелинейной целевой функции

Данная многомерная модель целевой функции позволяет выбрать стратегию предприятия на период текущего квартала.

Этап совершенствования осуществляется с помощью пошагового метода сопряженных градиентов, производится поиск оптимального управленческого решения стратегического менеджмента предприятия (табл.2).

Таблица 2 – Результаты градиентного поиска минимума функции убытков Y 

№ шага

х

х

Y

1

682258

506688

745520,7

2

682258

506688,5

745520,6

3

-136469

518488,8

-555948

4

-403144

860181,4

-2067687

5

-564402

1187350

-3094072

6

-589793

1246718

-3142344

7

402836,7

1670862

-1,70E+07

8

1047375

3056581

-1,10E+08

9

1281795

3706410

-1,50E+08

10

1352238

3923968

-1,60E+08

11

-484853

4522460

-6,00E+08

12

-1376448

7019893

-2,20E+09

13

-1929888

9567747

-4,10E+09

14

-2173162

10868503

-4,60E+09

15

414866,8

11356133

-1,50E+10

16

3070014

25372686

-2,10E+11

17

4298020

34126019

-3,80E+11

18

4571738

36216632

-3,90E+11

19

-2163721

37102827

-9,30E+11

20

9350592

1,60E+08

-1,20E+14

Как видно в результате минимизации целевой функции убытки становятся отрицательными, следовательно, увеличивается прибыль предприятия.

Следующим этапом стратегического управления экономикой предприятия является изменение факторов его баланса в результате дальнейшей деятельности. По истечении следующего квартала необходимо провести мониторинг полученных данных нового бухгалтерского баланса предприятия в соответствии с предложенной методикой стратегического менеджмента. Затем построить новую модель и оценить в каком направлении движется предприятие, определить другие факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на прибыль  предприятия, и провести повторную минимизацию целевой функции убытков с помощью метода сопряженных градиентов [1, с. 71].

Внедрение предлагаемой методики на конкретном предприятии является необходимым условием для эффективного развития и требует использования современных методик и технологий в области менеджмента. Создание режима благоприятствования на предприятии часто оказывается самым трудным шагом, так как внедрение новаций нередко сталкивается с незаинтересованностью персонала и даже сопротивлением. Поэтому обучение персонала, реклама, качество подготавливаемой документации и учет разнообразия поведенческих мотивов людей играют здесь решающую роль. Здесь могут использоваться новые технологии, в применении которых необходимо задействовать подготовленный персонал и высококвалифицированных специалистов [4, с. 22].

Данная методика организации эффективного управления является универсальной и может быть рекомендована для использования в реальных условиях, так как позволяет минимизировать убытки на предприятии и разработать стратегию развития, обеспечивающей коммерческий успех дальнейшей деятельности.

Список литературы

  1. Миронова Ю.В., Алдабергенова А.Г., Осипов А.И. Эконометрический инструмент стратегического управления убыточным предприятием // Альянс наук: ученый – ученому: материалы VI Международной научно-практической конференции, 24-26 февраля 2011 г. - Днепропетровск. – 2011. – Т.7. - С. 68-72.
  2. Миронова Ю.В., Алдабергенова А.Г. Эффективный метод стратегического управления экономикой предприятия // Мавлютовские чтения: Всероссийская молодежная научная конференция: сб. тр. в 5 т. Том 4. Часть 1 / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2011. – С. 124.
  3. Осипов А. И. Применение метода сопряженных градиентов для эффективного управления промышленным предприятием / А. И. Осипов, М. В. Скиба // Известия СНЦ РАН, том 8. – № 4 (18). – 2006. – С. 1018-1025.
  4. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. –  2-е изд.испр. – М.: Дело, 2002. – 440 с.