ПОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БССР В 1930-е гг.

 

ПОД- СЕКЦИЯ 3. Всемирная история. 

Елизаров С.А.

доцент, канд. ист. наук,

 Гомельский государственный

технический университет

им. П.О. Сухого,

 г. Гомель, Республика Беларусь

ПОЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БССР В 1930-е гг.


Первые польские национальные советы возникают в БССР в 1925 г.  как проявление  национально-государственного строительства, в результате которого в СССР появились автономные республики, автономные области и национальные округа. В конце 1920-начале 1930-х гг. в республике происходит значительное  расширение сети польских национально-террито-риальных образований.  Представляется, что это было связано, во-первых, с геополитическим фактором: БССР граничила с Польшей, которую руко-водство СССР рассматривало как плацдарм для начала антисоветской интер-венции западных стран. В таких условиях расширение сети польских нацио-нальных образований могло стать мощным средством  доказательства преи-мущества советской национальной политики в сравнении с политикой польс-ких властей в отношении национальных меньшинств и тем самым усилить просоветские настроения среди белорусов и части поляков в Польше. Во-вто-рых, как отмечает белорусский исследователь В.В. Тугай, с помощью нацио-нальных административно-территориальных образований в БССР предпо-лагали советизировать (прежде всего – провести массовую коллективизацию) компактно проживавшие национальные меньшинства [1, с. 535-538].

         С 1928 по 1932 гг. количество польских национальных советов возросло с 19 до 40. 6 июля 1931 г. [2, с. 116].  А постановлением ЦИК БССР от 15 марта 1932 г. был об­разован первый (и единственный) в республике национальный адми­нистративный Койдановский (переименованный в «Дзкержинский» 29 июня 1932 г.) район – поль­ский – в составе 16 сельсове-тов и Койда­новского местечкового Совета (10 сель­советов – польских, 5 – белорусских, 1 – литовский) [3].

Хотя в 10 из 16 сельсоветов польское население по дан­ным мест­ных вла­стей составляло большинство, в целом по району поляков было 49,4% (белорусов – 45,31%, евреев – 4,69%, других – 0,59%) [385, л. 54]. Таким образом, фактически при образовании национального польского района произошла подмена официального критерия («абсолютное боль­шинство титульного населе­ния») другим («абсолютное большинство национальных адми­нистра­тивно-терри­ториальных единиц» - сельсоветов). Приведенные белорусским историком А.Ф. Великим факты свидетельствуют, что создание польского на­циональ­ного рай­она определялось прежде всего факторами политико-идеологическими, а население и мест­ное руководство оказалось не готово к та­кому повороту [4].

Однако с середины 1930-х гг. в условиях перехода к политике «орга-низационного укрепления» колхозов необходимость в таких национальных образованиях отпала, к тому же попытки советизации национальных мень-шинств с помощью национальных административно-территориальных обра-зований к значительным успехам не привели [1, с. 538-542]. В обстановке на-растания «шпиономании» и поиска «врагов народа» представители наций, имевших свои государственные образования по периметру границ СССР (в первую очередь – поляки), стали рассматриваться как потенциальные про-тивники советской власти и  превратились в объект репрессий. Кроме того, свою роль сыграли реально существовавшие проблемы в функционировании национально-территориальных образований в БССР: незнание значительной частью титульного населения своего родного языка, дефицит подготовлен-ных для ведения работы среди национальных меньшинств кадров, случаи фактического игнорирования работы на национальных языках и  отсутствия большинства титульной для совета национальности.

В 1934-1936 гг. в белорусские были преобразованы 11 польских и 1 латышский сельсоветы: в одних случаях в текстах решений указывалось, что эти сельсоветы охватывали «в подавляющем большинстве белорус­ское насе-ле­ние» и «ра­бота в этих советах ведется на белорусском языке», а «насе-ление польского языка не знает», в других случаях  аргументация вообще отсутствовала [5].

С 9 по 15 декабря 1935 г. в Дзержинском районе  работала специ­альная бри­гада ЦК КП(б)Б, изучавшая состояние национальной поль­ской работы [7, д. 9149, л. 174-187]. Во - первых, по всем польским сельсоветам было за-фикси­ровано снижение как абсолютной численности поляков, так и процент-ного соотношения их и жителей других национальностей. Разноуровневый характер приведенных сведений не позволяет достоверно оп­ределить реаль-ную степень уменьшения абсолютного и относительного числа польского на-селения в нацио­нальных польских советах района. Вместе с тем в целом дан-ные подтверждают сам факт такого уменьшения. Видится, что  свою роль в этом сыграли несколько факторов: пере­езд поляков в другие регионы (добро-вольное или при­нудительное), слабовыра­женные национальное самосозна­ние и самоидентификация польского населения, государст­венная политика поиска «врагов народа» и «польских шпионов», ис­кажение фактического состояния национального со­става нацсове­тов при их образовании.

Во-вторых, в отчете об итогах проверки фиксировалось, что ра­бота на-цио­нальных сельсоветов (делопроизводство, заседания прези­диу­мов и собра-ний) велась исключительно на белорусском языке с момента их создания. Ученики польских школ, как отмечали проверяющие, слабо знали польский язык, а польское население пользовалось «как в быту, так и в общественных местах исключительно белорусским языком» [7, д. 9149, л. 179-187].

По результатам работы этой бригады 5 мая 1936 г. Бюро ЦК КП(б)Б при­няло постановление «О реорганизации некоторых поль­ских сельсоветов Дзер­жинского района в белорусские», в советском порядке оформленном по-становлением Президиума ЦИК БССР, согласно которому 7 польских сове-тов Дзер­жин­ского района были реорганизованы в белорусские [7, д. 9149,  л. 20], [8].

Видно, что в 1934-1936 гг. основными мотивами ликвидации нацсове-тов служили главным образом слабая организация  национальной работы и ошибки при их образования.  В 1937 г. решающими становятся уже обвине-ния во «вредительстве» и «шпионаже» как простых жителей, так и руково-дителей национально-территориальных образований. 31 июля 1937 г. поста-новлением ЦИК БССР ликвидировался Дзер­жинский район не только как национально-поль­ская, но и вообще как административно-террито­риальная единица, а его территорию распреде­лили между За­славским, Узденским и Минским сельскими районами [9]. Это был единственный случай в истории административно-территори­аль­ного деления БССР, когда целый район пере-стал существовать как «вредительский»: в постановлении бюро ЦК КП(б)Б «О ликвидации Дзержинского района» от 22 августа 1937 г. в качестве глав-ного мотива ликвидации района выделялось «исключительная засоренность бывшего руководства и организаций района шпионско-вредительскими и враждебными элементами» и наличие «разложившихся элементов и лиц, связанных с Польшей» [7, д. 11016, л. 18]. 

Уже в составе новых районов постановлением ЦИК БССР от 23 августа 1937 г. в белорусские были реорганизованы оставшиеся поль­ские сель­советы бывшего Дзержинского района. В этом же году поста­новле­ниями ЦИК БССР от 14, 23 августа и 3 сентября бело­русскими стали  еще 19 польских на­цио-нальных со­ветов, из них 10  как «созданные искусственно, с вредительскими целями», в которых «преобладающее большинство составляют белорусы»  [10].

Эта аргументация полностью соответствовала духу и формулировкам решения По­литбюро ЦК ВКП(б) от 16 декабря 1937 г. «О ликвида­ции нацио-нальных рай­онов и сельсоветов», в котором подчеркива­лось, что «в ряде областей и краев искусственно созданы различные национальные районы и сельсоветы..., суще­ствование которых не оп­равдывается национальным составом населения. …многие из этих рай­онов были созданы врагами народа с вредительскими целями" [1, д. 994, л. 15].

После «чистки» организаций и учреждений бывшего Дзержин­ского рай­она решением Бюро ЦК КП(б)Б от 3 июля 1938 г. «в целях приближения район­ного руководства к совхозам и колхозам и усиле­ния массово-политиче­ской ра­боты в пограничной полосе» Дзержин­ский район восстанавливался как обычная административно-территориальная единица. Указом Прези­диума Верхов­ного Совета БССР от 4 февраля 1939 г. это восстановление было официально оформлено [2, с. 134].

Таки образом, история польских национальных административо-территориальных единиц в БССР тесно связана с трансформациями в целом внешней и внутренней политики партийно-советского руководства СССР.  Национальная политика играла роль одного из средств реализации приори-тетных направлений развития советского государства и трансформировалась в зависимости от изменений этих направлений. В условиях перехода к форси-рованному строительству социализма и формирования жесткой централизо-ванной системы управления национальные административно-территориаль-ные образования оказались препятствием для унификации всей системы общественных отношений и были ликвидированы.

 

 

Литература и источники

  1. Гісторыя беларускай дзяржаўнасці ў канцы XVIII – пачатку XXI ст.: у 2 кн. Кн.1 /А.А. Каваленя [і інш]; Нац. Акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі; рэкал.: А.А. Каваленя [і інш.]. – Мінск: Беларус. навука, 2011. – 584 с.
  2. Елизаров, С.А. Формирование и функционирование системы админи-стративно-территориального деления БССР (1919 – 1991 гг.) / С.А. Елизаров. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. – 222 с.
  3. СЗ БССР. - 1932. - № 19. - Ст. 74; № 51. – Ст. 307.
  4. Вялікі, А. Крах “польскага эксперымента” / А. Вялікі // Беларус. мінуўшчына. – 1996. - № 6. – С.48-51.
  5. СЗ БССР. - 1934 - № 47. – Ст. 234, 235, 236, 237; 1935.- № 24. - Ст. 126, 127; 1936. - № 14. - Ст. 60, 61, 62.
  6. Елизаров, С. Административно-территориальное деление БССР (1919-1941 гг.): генезис и функционирование / С. Елизаров. – Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 113 с.
  7. Национальный архив Республики Беларусь.  Фонд 4п. – Оп. 1.
  8. СЗ БССР. - 1936. - № 14. - Ст. 60, 61, 62.
  9. СЗ БССР. - 1938. - № 1. - Пост. 22.
  10. СЗ БССР. - 1938. - № 1. - Пост. 26-44.
  11. Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд 17. – Оп.3.