Горонькина В.Г
ПОД- СЕКЦИЯ 8. Международные экономические отношения.
Горонькина В.Г.
науч.рук. к.э.н., доцент Родина О.Г.
Донецкий национальный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ
Процесс глобализации и усиление конкуренции на мировом транспортном рынке приводят к необходимости формирования международных экономических отношений на основе использования принципиально новых подходов. Экономическое развитие Украины и ее связи с зарубежными странами ставят перед транспортно-логистическим комплексом сложные задачи относительно интеграции в европейскую и мировую транспортную систему. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является формирование международного транспортно-логистического центра, который бы являлся составляющей частью в обеспечении роста международных транспортных потоков и, в свою очередь, повышении конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Исследованию проблем, посвященных формированию логистических центров, посвящено достаточное количество публикаций [2,3], но практически отсутствуют работы, комплексно изучающие особенности создания механизма формирования международного транспортно-логистического центра.
Формирование транспортно-логистической системы представляет собой комплекс программ, планов и мероприятий, связанный исполнителями, сроками и ресурсами и направленный на создание и развитие эффективной системы транспортно-логистического обслуживания.
Работа международного транспортно-логистического центра должна быть построена на следующих принципах:
1) организация комплексного транспортного обслуживания на основе единого договора;
2) предложение максимально полного перечня транспортных и сопутствующих услуг на основе договорных отношений;
3) единая маркетинговая стратегия и тактика участников логистической цепочки на рынке транспортных услуг;
4) организация сотрудничества с украинскими и международными организациями, которые занимаются вопросами логистики [4, с.233].
Следует отметить, что формирование международного транспортно-логистического центра является важным звеном логистической цепочки поставки грузов с помощью различного вида транспорта и создает благоприятные условия для повышения качества обслуживания потребителей.
Анализ основных тенденций развития рынка грузовых перевозок показал, что при интеграции Украины в европейскую и мировую экономику усиливается потребность в развитии транспортно-логистической системы и при достижении высокого уровня развития может стать базой для вхождения Украины в мировое сообщество.
Курс на европейскую интеграцию предусматривает внедрение прогрессивных транспортных технологий на основе транспортной логистики с построением международных систем, которые позволяют скоординировать движение потоков по принципам «точно в срок» и «от дверей до дверей».
Механизм формирования МТЛЦ основывается на согласованности экономических интересов всех участников процесса движения материальных потоков. Главными принципами взаимодействия являются полное удовлетворение потребностей потребителя, равной экономической выгоды и материальной ответственности за конечные результаты движения материальных потоков.
Учитывая то, что логистический центр – сложная экономико-технологическая система, можно говорить о том, что формирование МТЛЦ должно быть основано на программно-целевом, системном и процессном подходе [1, с. 349].
Далее представлен механизм проектирования и формирования международного транспортно-логистического центра, где предусмотрена первоочередность задачи выделения целей (рис.1).
Рисунок 1 - Механизм проектирования, формирования и функционирования международного транспортно-логистического центра
Можно сделать выводы, что механизм формирования МТЛЦ должен быть направлен на логистическое взаимодействие интегрированной цепочки поставок с целью повышения общей выгоды и снижения рисков в условиях динамически развивающейся внешней среды. Необходимо осуществить структурные изменения, направленные на интеграцию транспортной отрасли Украины в международную транспортно-логистическую систему; активизировать внедрение мировых логистических концепций в Украине.
И, несмотря на наличие обоснованных исследований теории логистики, которые являются важными и для Украины, проблемы разработки и формирования международных транспортно-логистических центров требуют дополнительных исследований.
- Гармаш О.М. Концептуальні засади механізму формування логістичного центру / О.М. Гармаш // Часопис Хмельницького університету управління та права «Університетські наукові записки»: зб. наук. пр. – Вип. 1 (29). – Хмельницький.: ХУУП, 2009. – С. 346-352.
- Никифорук О.І. Становлення і функціонування транспортно-логістичної інфраструктури в Україні // автореф. дис. на здобуття вченого ступеня канд. екон. наук. – Київ, 2005. -21 с.
- Товкун Д.Л. Методи, моделі і стратегії мультимодальних перевезень вантажів // автореф. дис. на здобуття вченого ступеня канд. екон. наук. – Київ, 2002. – с.16.
- Устенко М.О. Перспективи створення транспортно-логістичного центру в Харківській області/М.О.Устенко// Вісник економіки транспорту і промисловості № 34, 2011. – с.231-234.