Горонькина В.Г

 

ПОД- СЕКЦИЯ 8. Международные экономические отношения.

 

Горонькина В.Г.

науч.рук. к.э.н., доцент Родина О.Г.

Донецкий национальный технический университет

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ

 

Процесс глобализации и усиление конкуренции на мировом транспортном рынке приводят к необходимости формирования международных экономических отношений на основе использования принципиально новых подходов. Экономическое развитие Украины и ее связи с зарубежными странами ставят перед транспортно-логистическим комплексом сложные задачи относительно интеграции в европейскую и мировую транспортную систему. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является формирование международного транспортно-логистического центра, который бы являлся составляющей частью в обеспечении роста международных транспортных потоков и, в свою очередь, повышении конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Исследованию проблем, посвященных формированию логистических центров, посвящено достаточное количество публикаций [2,3], но практически отсутствуют работы, комплексно изучающие особенности создания механизма формирования международного транспортно-логистического центра.

Формирование транспортно-логистической системы представляет собой  комплекс программ, планов и мероприятий, связанный исполнителями, сроками и ресурсами и направленный на создание и развитие эффективной системы транспортно-логистического обслуживания.

Работа международного транспортно-логистического центра должна быть построена на следующих принципах:

1)                 организация комплексного транспортного обслуживания на основе единого договора;

2)                 предложение максимально полного перечня транспортных и сопутствующих услуг на основе договорных отношений;

3)                 единая маркетинговая стратегия и тактика участников логистической цепочки на рынке транспортных услуг;

4)                 организация сотрудничества с украинскими и международными организациями, которые занимаются вопросами логистики [4, с.233].

Следует отметить, что формирование международного транспортно-логистического центра является важным звеном логистической цепочки поставки грузов с помощью различного вида транспорта и создает благоприятные условия для повышения качества обслуживания потребителей.

Анализ основных тенденций развития рынка грузовых перевозок показал, что при интеграции Украины в европейскую и мировую экономику усиливается потребность в развитии транспортно-логистической системы и при достижении высокого уровня развития может стать базой для вхождения Украины в мировое сообщество.

Курс на европейскую интеграцию предусматривает внедрение прогрессивных транспортных технологий на основе транспортной логистики с построением международных систем, которые позволяют скоординировать движение потоков по принципам «точно в срок» и «от дверей до дверей».

Механизм формирования МТЛЦ основывается на согласованности экономических интересов всех участников процесса движения материальных потоков. Главными принципами взаимодействия являются полное удовлетворение потребностей потребителя, равной экономической выгоды и материальной ответственности за конечные результаты движения материальных потоков.

Учитывая то, что логистический центр – сложная экономико-технологическая система, можно говорить о том, что формирование МТЛЦ должно быть основано на программно-целевом, системном и процессном подходе [1, с. 349].

Далее представлен механизм проектирования и формирования международного транспортно-логистического центра, где предусмотрена первоочередность задачи выделения целей (рис.1).

 

Рисунок 1 - Механизм проектирования, формирования  и функционирования международного транспортно-логистического центра

Можно сделать выводы, что механизм формирования МТЛЦ должен быть направлен на логистическое взаимодействие интегрированной цепочки поставок с целью повышения общей выгоды и снижения рисков в условиях динамически развивающейся внешней среды.  Необходимо осуществить структурные изменения, направленные на интеграцию транспортной отрасли Украины в международную транспортно-логистическую систему; активизировать внедрение мировых логистических концепций в Украине.

И, несмотря на наличие обоснованных исследований теории логистики, которые являются важными и для Украины, проблемы разработки и формирования международных транспортно-логистических центров требуют дополнительных исследований.

 

  1. Гармаш О.М. Концептуальні засади механізму формування логістичного центру / О.М. Гармаш // Часопис Хмельницького університету управління та права «Університетські наукові записки»: зб. наук. пр. – Вип. 1 (29). – Хмельницький.: ХУУП, 2009. – С. 346-352.
  2. Никифорук О.І. Становлення і функціонування транспортно-логістичної інфраструктури в Україні // автореф. дис. на здобуття вченого ступеня канд. екон. наук. – Київ, 2005. -21 с.
  3. Товкун Д.Л. Методи, моделі і стратегії мультимодальних перевезень вантажів // автореф. дис. на здобуття вченого ступеня канд. екон. наук. – Київ, 2002. – с.16.
  4. Устенко М.О. Перспективи створення транспортно-логістичного центру в Харківській області/М.О.Устенко// Вісник економіки транспорту і промисловості № 34, 2011. – с.231-234.